Изменения топонимической карты области после Октябрьской революции

В 1917 году произошла Великая Октябрьская социалистическая революция. В связи с этим появился новый «пласт» названий – советских. Послереволюционные годы оставили значительные следы на карте Воронежской области.

В первые послереволюционные годы крестьяне одного села переезжали на новое, не освоенное место и создавали там сельскохозяйственные артели, товарищества по совместной обработке земли, коммуны, колхозы. Таким поселениям давались идеологизированные названия (хут. Коммуна, с. Парижская Коммуна, пос. Первомайский). Ввиду развития колхозов, часть сельских поселений (в основном хутора) стали частью других, более крупных поселений (хут. Котовка – с. Новый Лиман) или были переселены. Случалось, что идеологизированные названия присваивались давно существующим населенным пунктам (хут. Богомолов – с. Краснофлотское). Ойконимы, возникшие в советское время, весьма однообразны.

Подобным образом появились названия поселков Комсомолец в Репьевском районе и Комсомольский в Павловском районе. В Грибановском и Ольховатском районах существуют поселения с названием «Комсомольское», эти поселки выросли в отделениях совхозов. Подобное происхождение названий у поселков Красное Знамя в Аннинском и Борисоглебском районах, поселка Молодой коммунар в Верхнехавском районе, десяти Первомайских поселков, трех поселков по имени Прогресс. Совхоз «Пробуждение» в Подгоренском районе дал имя поселку, и в списке населенных пунктов Воронежской области появился поселок Пробуждение. Совхозы и колхозы получали названия руководителей народных восстаний эпохи феодализма и капитализма, русских и иностранных революционеров и коммунистов. Так возникли населенные пункты с названиями Фридрих Энгельс (Богучарский район), Пугачевский (Аннинский район), Чапаевское (Эртильский район).

В советское время правительство порой меняло названия населенных пунктов на идеологически «правильные». По этой тенденции село Красноженово переименовали в честь героя гражданской войны Александра Петровича Радченко, и село стало именоваться Радченским. Рабочий поселок, образовавшийся возле ж/д станции Графская, переименовали в Краснолесный. Поменялось и название села Усмань-Собакино. Сперва, убрали вторую половину названия и село, как и в начале XVII века стало именоваться Усмань. Однако в 1928 году пришлось снова менять название села, так как Воронежская губерния была упразднена и образована Центрально-Черноземная область, при этом оказалось, что в области два района имеют идентичное название: Усманский. Город Усмань был центром одного, а центром другого село Усмань (Усмань-Собакино). Для предотвращения неразберихи, новообразованный район стал именоваться Новоусманским, а село Усмань – Новой Усманью. После образования в 1934 году Воронежской области в ее составе оказались и Усманский и Новоусманский районы. Лишь в 1954 году Усманский район отошел к Липецкой области, но к этому времени название села – Новая Усмань – уже успело прижиться. Менять название уже не было необходимости, хотя село Новая Усмань значительно старше другой Усмани – города в Липецкой области.

В 1965 году город Лиски был переименован в город Георгиу-Деж. На карте Воронежской области появилось имя видного деятеля международного коммунистического движения, первого секретаря Румынской рабочей партии Георге Георгиу-Дежа. В настоящее время старое название города возвращено.

Стоит отметить, что переименования не всегда бывали удачными. Уже как 80 лет существует официальное название села Парижская Коммуна. Но оно так и не прижилось в народе, свое село жители называют по-старому: Тресвятское. Этому способствовали и трудность произношения нового названия, и наличие станции Тресвятской, названной в свое время по селу, и отсутствие каких-нибудь связей между селом и парижскими коммунарами 1871 года. Становится ясно, что новые географические названия должны быть понятными населению, легкими в произношении и написании, исторически оправданными.

На главную страницу раздела "Топонимика".