Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX в.

  1. Развитие образования и культуры.
  2. Учебные заведения.
  3. Театр.
  4. Алексей Васильевич Кольцов.
  5. Иван Саввич Никитин.

Развитие образования и культуры. XIX в. – время культурного развития Воронежского края. В 1800 г. вышла в свет широко известная книга Е. А. Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».

В 1820-х гг. в Воронеже сложился литературный кружок. Его возглавлял поэт-песенник А. П. Серебрянский. Творчество Серебрянского оказало значительное влияние на А. В. Кольцова.

В 1836 г. образован губернский статистический комитет, целью создания которого была обработка статистических материалов. Комитет становится одним из центров краеведческих исследований и культурной жизни города. В нём одно время работал известный воронежский краевед Н. И. Второв. Он и К. О. Александров-Дольник подготовили и издали три тома старинных воронежских рукописей – «Воронежских актов».

С января 1838 г. начинает издаваться первая в губернии газета «Воронежские губернские ведомости». В ней печаталась официальная информация, сведения экономического, исторического, политического характера. Газета традиционно публиковала много материалов по истории Воронежа и губернии. С ней сотрудничали краеведы Н. И. Второв, К. О. Александров-Дольник, М. Ф. Де-Пуле.

В XIX в. в Воронеже жили известные поэты Алексей Васильевич Кольцов (1809–1842) и Иван Саввич Никитин (1824–1861). В 1817 г. в Острогожском уезде родился известный дореволюционный историк Н. И. Костомаров. В 1826 г. в Богучаре родился собиратель и издатель русских сказок А. Н. Афанасьев. В 1827 г. в селе Петровское Бобровского уезда родился исследователь Центральной Азии Н. А. Северцов.

Учебные заведения. В начале XIX в. в соответствии с правительственным распоряжением во всех губернских городах России открылись гимназии. В Воронеже она появилась в 1809 г. на базе старших классов Главного народного училища, младшие классы которого преобразовали в Воронежское уездное училище. В гимназии учились многие известные воронежцы – например, А. Н. Афанасьев и Н. И. Костомаров.

Крупным учебным заведением в начале XIX в. была школа кантонистов (кантонистами в первой половине XIX в. называли сыновей солдат, числившихся со дня рождения за военным ведомством.). В ней в 1811 г. обучалось 886 человек или 10% мужского населения города (8789 человек). В документах позднейшего времени эту школу называли военно-сиротской и ланкастерской.

В ноябре 1845 г. начинаются занятия в Воронежском кадетском корпусе – среднем военном учебном заведении для мальчиков. В разное время здесь учились изобретатель лампочки накаливания А. Н. Лодыгин, конструктор-оружейник С. И. Мосин, Г. В. Плеханов, В. А. Антонов-Овсеенко и многие другие.

Продолжает работу духовная семинария. Для неё в 1813–1833 годах было построено новое здание. Как рассказывают современники, когда это здание увидел Николай I, то он тут же распорядился передать здание под казармы, а семинарию перенести в другое место. Семинария в итоге осталась в своём здании, которое в 1873 г. было достроено, стало намного шире и приобрело современный вид.

6 montaj

Здание духовной семинарии (строилось в 1813-1822 гг., современный вид с 1873 г.). Теперь здесь Воронежский техникум строительных технологий.


Театр. С 1801 г. в Воронеже работает профессиональный театр. Актёрской труппой первоначально руководил комик Петров. Первой постановкой была опера А. О. Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». 13 ноября 1802 г. в Воронеже состоялась постановка пьесы «И ошибка кстати» местного драматурга Андрея Матвеевича Элина. Позже труппу Петрова сменила труппа актера В. Р. Бобровского. Во главе образованной для управления театром дирекции стоял вице-губернатор Л.С. Кологривов.

Начало XIX в. – время процветания Воронежского театра. В его репертуаре тогда было 37 пьес русских, немецких и французских авторов (Сумарокова, Мольера, Шеридана). В 1820-х гг. театр приобрёл всероссийскую известность, о чём можно судить по публикациям в столичных журналах. Спектакли в театре давали 4 раза в неделю, тогда как в большинстве русских театров играли не более двух спектаклей. Наиболее известной актрисой в начале XIX в. была Любовь Ивановна Млотковская. Неоднократно на сцене театра во время гастролей выступали актёры Малого театра – М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, Н. Х. Рыбаков. Воронежский театр существует более 200 лет. Сейчас он известен воронежцам как Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова.

7 kolts teatr

Воронежский академический театр драмы им. А. В. Кольцова.

 

Алексей Васильевич Кольцов (1809–1842). Кольцовский сквер, улица Кольцовская, Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова – все эти и другие названия, связанные с именем поэта, знакомы воронежцам с детства.

Но многим ли известно, почему так значим А. В. Кольцов для нас?

Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в купеческой семье. Его отец был прасолом – торговал скотом. Судьба Кольцова определялась сословной принадлежностью. Сын купца, он должен был по обычаю унаследовать профессию торговца. Выбора не предоставлялось.

По представлениям того времени, купеческое образование ограничивалось простой грамотностью и умением вести счёт. Другими словами, ничего не требовалось, кроме умения «читать, писать, считать». Торговля, а не что-либо другое, становилось главным делом купца. Именно так считал и отец А. В. Кольцова, обладавший жёстким, деспотическим характером. Человек умный и расчётливый, он был успешен в своих торговых делах. Большие надежды возлагал отец на Алексея. Поэтому он забрал сына из уездного училища на втором году обучения, чтобы сделать своим главным помощником в торговле. Вместо наук юноша вынужден был постигать секреты извлечения выгоды.

Однако времени, проведённого в училище, хватило, чтобы Алексей понял, что поэтические ритмы и образы завладели его думами. Он пробует сочинять стихи сам.

Творчество Алексея Кольцова не находит поддержки среди его близких. Непонимание и даже стойкое неприятие к занятиям поэзией исходит от его отца. Но талант Алексея преодолевает все сомнения.
Большое влияние на развитие его поэтических способностей оказал кружок местного литератора А. П. Серебрянского.

Вскоре он знакомится с теми, кто будет поддерживать поэта-самородка на протяжении всей его недолгой и наполненной тяготами жизни.

Судьбоносной стала в 1830 г. встреча Кольцова с Н. В. Станкевичем, который распознал в Кольцове огромный талант. Станкевич имел большое влияние на литературно-философские круги столицы. Его кружок собирал известнейших литераторов того времени. Станкевич ввёл Кольцова в свой кружок и этим открыл его талант русской литературе. При содействии Н. В. Станкевича, который собрал деньги по подписке на будущее издание, в 1835 г. выходит в свет первый сборник стихотворений А. В. Кольцова.

А. С. Пушкин печатает его произведения в своём журнале «Современник». В. Г. Белинский в своих статьях даёт высокую оценку стихотворениям «поэта-прасола». В. А. Жуковский очень уважал талант Кольцова и никогда не отказывал ему в его просьбах, касавшихся многочисленных судебных дел отца поэта. Когда в 1837 г. Жуковский, сопровождая будущего императора Александра II, приезжает в Воронеж, происходит встреча поэтов. Кольцов посещает дом, где остановился наследник. Это событие переворачивает мнение о нём отца и других купцов города, не ожидавших, что «бумагомарательство» способно вызвать интерес у властьпридержащих.

О чём же стихи Кольцова? Это не городские картины, а деревня. Долгое время, проведённое в переездах от села к селу в поисках нужного товара или покупателя, знакомит поэта-купца с жизнью крестьян, с их скудным бытом и тяжёлым трудом. Но главное открытие А. В. Кольцова состоит в понимании слитности крестьянского существования с природой.

Природа для Кольцова наполнена поэтическими образами. Как не заглядеться на золотое море колосьев, на необъятные зелёные луга? Хочется самому стать наравне с этой величиной, противопоставить ей свою силу («Косарь»).

DSC 0180

Памятник А.В. Кольцову в Воронеже.


Для Кольцова природа – это необычный, сказочный, одухотворённый мир. Здесь лес превращается в богатыря, земля предстаёт матушкой-кормилицей, туча – суровая поительница земли («Урожай»).

Певуч, по-настоящему народен язык стихотворений. Красивы образы косаря, пахаря («Песня пахаря»), крестьянки, жнущей хлеб («Молодая жница»). Но за всем этим обаянием мы не можем не заметить глубокой нужды, которая ходит за ними по пятам. Крестьянин живёт, пока может работать. Труд его тяжёлый. Только община, семья да вера в Бога – опора в его жизни. Болезнь, невозможность трудиться, одиночество, «хмельное питие» – это нищета, гибель для крестьянина («Что ты спишь, мужичок…»).

Судьба Алексея Кольцова трагична. Тяжёлая болезнь, конфликт с отцом – всё это стало причиной ранней кончины поэта. Однако творчество А. В. Кольцова значительно обогатило русскую литературу лучшими традициями народного слова.

Иван Саввич Никитин (1824–1862). Жизнь и творчество И. С. Никитина имеют много общего с биографией А. В. Кольцова. Например, Никитин, как и его предшественник, купеческого происхождения. Он не имел завершённого образования. Окончив Духовное училище, Никитин поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую вынужден был оставить из-за тяжёлого материального положения семьи.

С детских лет Никитин помогает отцу в торговом деле. После того как свечной заводик Никитиных разорился, отец распродаёт всё имущество и приобретает постоялый двор. Иван становится здесь распорядителем, где также выполняет обязанности дворника и прочей прислуги. Обстановка постоялого двора угнетала Никитина. Его интересы и духовные запросы требовали другого круга общения. Иногда он ведёт себя замкнуто, отчуждённо. Вместе с тем, по воспоминаниям современников, постояльцы любили Никитина за обходительность, отзывчивость, простоту в обращении.

Частенько проводил он свободное время с книгой или за написанием стихов. Никитин много читает, занимается самообразованием. Он увлечён поэзией А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, других отечественных и иностранных авторов. Его первые стихи пока подражательны. Но вскоре Никитин обретает и свой стиль. Наконец, поборов все сомнения, он решается их напечатать. В 1853 г. один из номеров воронежских «Губернских ведомостей» выходит с тремя стихотворениями Никитина, среди которых патриотическое «Русь». Никитин приобретает известность и знакомится со многими представителями местной интеллигенции. Успех и дружеская поддержка благотворно действуют на поэта. Его творческая активность усиливается. Талант проявляет себя вс¸ в большей мере. В образах поэзии Никитина нашли выражение как лучшие стороны народной жизни – трудолюбие, культура, свободолюбие, так и её «изнанка» – стяжательство, невежество, распущенность. Темы стихотворений различны: это и красота природы, и лирические переживания, и острые социальные и семейные проблемы. Язык поэзии Никитина вобрал в себя лучшие традиции художественного слова. Образы яркие, жизненные, эмоциональные. В 1856 г. Никитин издаёт сборник стихов, а в 1858 г. выходит в свет одно из самых значимых его произведений – поэма «Кулак».

nikit

Памятник И.С. Никитику в Воронеже.

В 1859 г. поэт выпускает новый сборник стихов. В это время он уже сотрудничает со столичными журналами. Его известность общероссийская. Никитин решается на небывалое по провинциальным меркам. Он открывает в Воронеже книжный магазин, соседствующий с публичной библиотекой. Здесь представлены книги и издания новейшей литературы того времени, которые приобрести ранее возможно было только в Москве или Санкт-Петербурге. Это событие сыграло большую роль в культурной жизни города.

Сейчас Воронеж – один из центров культуры и науки России. В наши дни в центре Воронежа рядом с площадью имени В. И. Ленина стоит красивое здание, в котором располагается Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина. В 2014 г. библиотека отметила своё 150-летие.

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 176 с.