Воронежская область в период с 1960 по 1985 г.

  1. Шестидесятые – начало восьмидесятых гг.
  2. Население.
  3. Развитие промышленности.
  4. Сельское хозяйство.
  5. Транспорт.
  6. Воронеж в период с 1960 по 1985 г.
  7. Выдающиеся писатели-воронежцы 2-й половины ХХ в.

Шестидесятые – начало восьмидесятых гг. К этому времени Советский Союз восстановил свою экономику после Великой Отечественной войны и продолжал укрепляться. Повсеместно строились новые заводы и фабрики, открывались фермы, разрабатывались месторождения полезных ископаемых, строились города, железные и автомобильные дороги. Ежегодные темпы прироста промышленного производства в период с 1966 по 1980 г. были на уровне 4,4-8,5%, сельскохозяйственного 1,7-3,9%. Реальные доходы на душу населения ежегодно росли на 3,4-5,9% при отсутствии инфляции и низких ценах на жизненно важные товары и коммунальные тарифы.

Преимуществом советской экономики было отсутствие экономических кризисов, инфляции, безработицы. На очень низком уровне находилась преступность. Активно развивалась экономика всех союзных республик, что снижало лишнюю трудовую миграцию.

Граждане нашей страны были социально защищены. Образование, в том числе и высшее, было доступным и бесплатным (тенденция, появившаяся в те годы, позволяет России и в настоящее время занимать первое в мире место по числу лиц с высшим образованием. По данным Организации экономического сотрудничества (доклад «Взгляд на образование» 2013 г.), в России высшее образование имеют 53% взрослого населения).

Книги были дёшевы и издавались миллионными тиражами. Были наполнены зрителями театры и кинотеатры, выставки, концертные залы. В стране существовала система пенсионного обеспечения. Советская медицина смогла справиться с самыми серьёзными инфекционными заболеваниями, многие из которых у нас до 1990-х гг. вообще считались побеждёнными.

Постоянно увеличивалось количество товаров, приобретавшихся населением, росли банковские вклады. Большая часть товаров, продававшихся в воронежских магазинах, была отечественного, более того, местного производства. Импортные товары подвергались таможенному контролю, не допускавшему в страну некачественную продукцию (отсюда у граждан нашей страны возникло убеждение, что все импортные товары очень качественные. Но, начиная с 1990-х, на российский рынок хлынул поток низкосортных товаров, поколебав это убеждение).

Более качественным, чем в наши дни, было питание. В пищевой промышленности в разы меньше применяли различные пищевые добавки и химические заменители натуральных продуктов. Работала система общественного питания, когда в кафе и столовых Воронежа и любого райцентра можно было постоянно и недорого питаться.

yvjd

Здание управления ЮВЖД.

 

В стране действовала система научно-исследовательских институтов (НИИ). В них и в вузах трудилось множество талантливых учёных, связавших свою жизнь с наукой. Массовыми были внедрения изобретений и рационализаторских предложений. В одной только Воронежской области с 1965 по 1980 г. количество внедрений выросло с 27,4 до 37,6 тысяч в год, а прибыль от них возросла с 18,1 до 71,6 млн. руб. в год.

Эти годы были одними из наиболее мирных за всю историю нашей страны. Войны на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, Анголе, Мозамбике и других странах, которым оказывал помощь СССР, проходили вдали от его границ и почти не влияли на население, за исключением пограничного конфликта с Китаем и особенно начавшейся в 1979 г. войны в Афганистане (в наиболее трагичной афганской войне (1979-1989 гг.) страна потеряла около 15 тыс. солдат и офицеров убитыми и более 50 тыс. ранеными).

Конечно, в жизни страны были не только успехи. Имелись и разногласия с некоторыми социалистическими странами, и антисоветские выступления в них. С годами наблюдалось отставание от стран Запада в обеспечении некоторыми товарами, прежде всего, бытовой техникой, электроникой, автомобилями.

Многие научные открытия и изобретения из-за бюрократической волокиты не находили пути в производство. Из-за постоянных ограничений и дискриминации нашей страны странами Запада, из-за санкций на получение ряда технологий, наша страна по некоторым направлениям начинала отставать.

Огромным успехом советского общества стало резкое сокращение общественного неравенства. Не отдельные представители руководства страны и чиновники, а рядовые граждане имели доступ к бесплатному обеспечению жильём (хотя здесь существовали очереди), бесплатным путёвкам для отдыха, к качественному питанию, образованию, медицинской помощи и т.п. А льготы и спецраспределение некоторых товаров, существовавшие тогда, и близко не напоминают социальное неравенство в современной России, России начала ХХ в. и странах Запада. Люди, помнящие эти годы, характеризуют их как благополучные и стабильные, а к мнению очевидцев стоит прислушаться.

Население. В эти годы численность населения Воронежской области изменялась не очень значительно. Рост населения наблюдался до начала 1970-х, а затем началось сокращение, связанное преимущественно с миграцией людей из области в другие регионы страны. Естественный прирост населения снижался с 12,9 чел./тыс. жителей в 1960 г. до 0,2 чел./тыс. жителей в 1985 г.

В 1959 г. в области проживало 2369 тыс. чел., в 1970 г. – 2526,9 тыс. чел., в 1979 г. – 2478,5 тыс. чел. В области продолжался процесс урбанизации. С 1959 по 1979 г. доля городского населения возросла с 34,6 до 54,3%.

Развитие промышленности. Существенных изменений в структуре экономики Воронежской области с 1960 по 1985 г. не произошло. По-прежнему главной её отраслью являлась промышленность. В 1970 г. в структуре хозяйства на промышленную продукцию приходилось 73,8%, а на сельскохозяйственную – 26,2%.

По мощности промышленных предприятий Воронежская область занимала шестое место в РСФСР, производя 100% зерноочистительных машин, более 20% телевизоров, по 13% сахара и растительного масла, 10% радиоприёмников РСФСР. В эти годы за успешную работу многие предприятия были награждены орденами. Всего за период с 1960 по 1981 г. объёмы промышленного производства увеличились в 4,5 раза. однако, по сравнению с послевоенным периодом темпы строительства новых крупных предприятий сократились. Появились новые предприятия в Россоши, Павловске, Кантемировке, Нововоронеже, Панино, Подклетном и т.д.

Главной отраслью промышленности в области стало машиностроение, опиравшееся на металлургическое производство в Липецке, а поздее и Старом Осколе.

Машиностроение было достаточно разнообразным: металлоёмкое, обслуживающее нужды Курской магнитной аномалии и металлургических предприятий Центрального Черноземья, точное (телевизоры, радиоприёмники, магнитофоны, видеомагнитофоны, средства связи, электроника и пр.), транспортное, сельскохозяйственное, станкостроение. Многие предприятия имели «двойное назначение», то есть могли выпускать как военную, так и гражданскую продукцию. Главным центром машиностроения стал Воронеж и другие города области: Борисоглебск (промышленное и транспортное оборудование), Грибановский (промышленное оборудование) и др.

Воронеж в этот период был одним из ведущих центров производства техники для космоса. На Воронежском механическом заводе производили жидкостные ракетные двигатели. Наша область – родина двух космонавтов. В Давыдовке Лискинского района родился лётчик-космонавт Анатолий Васильевич Филипченко (род. в 1928 г.), дважды Герой Советского Союза, командир экипажей космических кораблей «Союз-7» и «Союз-16». Наш земляк – Константин Петрович Феоктистов (1926–2009), был научным сотрудником-космонавтом космического корабля «Восход», ведущий проектировщик многих космических кораблей. 

Эти годы вообще стали триумфальными в освоении космоса. В 1961 г. состоялся знаменитый полёт Юрия Алексеевича Гагарина (1934–1968), ставшего первым землянином, побывавшим в космосе. Алексей Леонов в 1965 г. первым вышел из космического корабля в открытый космос. В 1971–73 гг. были запущены 7 орбитальных станций «Салют». В 1975 г. состоялась стыковка в космосе советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Полёты в космос стали обычными и регулярными. Советские межпланетные автоматические станции достигли Луны, Марса, Венеры. 

Воронежский авиазавод производил самолёты-перехватчики Ту-128 и первые в мире пассажирские сверхзвуковые самолёты Ту-144. В конце 1970-х здесь начали производство самолётов-аэробусов ИЛ-86. Их разрабатывали с 1967 г., а первые опытные полёты состоялись в 1976 г. Проектировался самолёт как конкурент Боингу-747 и аэробусу А-300. Эти четырёхмоторные широкофюзеляжные дальнемагистральные пассажирские самолёты производились на авиазаводе до 1997 г.

В Воронеже было сосредоточено много предприятий точного машиностроения. У нас производили телевизоры, радиоприёмники, видеомагнитофоны, калькуляторы, персональные компьютеры, разнообразную электронику. 1983 г. на заводе «Электросигнал» началось производство цветных телевизоров «Рекорд ВЦ-311», на нововоронежском заводе «Алиот» наладили выпуск магнитофонов, на «Электросигнале» и «Видеофоне» – видеомагнитофонов «Электроника ВМ-12». Объединение «Электроника» производило персональные компьютеры, калькуляторы, видеомагнитофоны. Также выпускались станки, прессы, сельскохозяйственная техника, в 1960 г. начал работу станкостроительный завод.

Помимо машиностроительных в области работали и предприятия металлообработки, например мостовой завод. Мосты его производства устанавливались в числе других и при строительстве БАМа. В 1973-м – первую продукцию произвёл завод алюминиевых конструкций, разместившийся в левобережной части Воронежа.

Мощная промышленность и растущее население наждались в большом количестве электроэнергии. Главным в развитии энергетики области стало открытие Нововоронежской АЭС, вокруг которой сформировался Нововоронеж, получивший статус города в 1987 г. Эта электростанция с водно-водяным энергетическим реактором (ВВЭР) стала первой в своём роде.

Первый энергоблок начал работу 30 сентября 1964 г., второй энергоблок с реактором ВВЭР-365 – в 1969 г., 3-й и 4-й с реакторами ВВЭР-440 – в 1971 и 1972 г. соответственно, а в мае 1980-го запустили 5-й энергоблок (реактор ВВЭР-1000). Станция успешно эксплуатируется в настоящее время, полностью обеспечивая Воронежскую область электроэнергией, а город Нововоронеж теплом на 90%.

В 1980 г. вблизи с. Шилово, быстро ставшего посёлком городского типа, началось строительство ВАСТ – Воронежской атомной станции теплоснабжения. Однако после аварии на Чернобыльской АЭС из-за протестов населения строительство было остановлено и уже не возобновлялось.

В этот период область продолжала оставаться центром химической промышленности. В Воронеже работали завод «Синтезкаучук» и шинный, выпускали продукцию заводы: фармацевтический, «Пластмасс», «Химпродукт». Крупным химическим предприятием стал построенный в 1974–1979 гг. завод «Минудобрения» в Россоши.

Функционировали в области предприятия лёгкой промышленности: «Работница», «Трикотаж», «Прогресс». В 1960–1980-е гг. объёмы производства бельевого трикотажа возросли в 2,4 раза, верхнего трикотажа в 19,7 раза, кожаной обуви в 2,4 раза, мебели в 4,5 раза.

Почти в каждом райцентре и крупном посёлке имелись предприятия пищевой промышленности: консервные заводы, лимонадные цеха, элеваторы, хлебозаводы, кондитерские предприятия и т.д. За 1960–1981 гг. были удвоены объёмы производства продуктов питания. В области заработали Хохольский сахарный, Лискинский и Борисоглебский молочные заводы. К середине 1980-х гг. в области ежесуточно в среднем производилось 1109 т сахара, 421 т мяса, 228 т растительного масла (1/9 всего сахара и 1/10 растительного масла, потребляемых в РСФСР).

Высокие темпы дорожного, жилищного, промышленного строительства поддерживались местной промышленностью строительных материков и строительными предприятияими. В Воронеже появились Домостроительный комбинат и Железобетонный завод №2. Началась добыча гранита у Павловска.

В целом нужно отметить, что продукция воронежских заводов была различной по качеству. Многие её виды не уступали лучшим мировым аналогам или превосходили их, другие, напротив, были недостаточно качественными или технологичными. К середине 1980-х ряд предприятий нуждался в обновлении оборудования.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало развиваться. Постепенно повышалась урожайность, всё большее количество операций механизировалось, хотя ручной труд применялся пока широко. К 1980 г. в области было 493 колхоза и совхоза, обрабатывавшие 3,2 млн. гектаров сельхозугодий. Эти хозяйства сильно отличались друг от друга. Были и передовые колхозы-миллионеры, успешно производившие продукцию, и отстающие, не способные выполнить план.

Особенностью того времени было то, что власти указывали колхозам, что и в какие сроки высевать, как проводить те или иные сельскохозяйственные работы. Кто-то из председателей слепо выполнял эти требования, а были и те, кто игнорировал, руководствуясь своими знаниями и навыками.

В целом же сельское хозяйство области находилось на высоком уровне развития. В области внедрялось орошаемое земледелие, осуществлялась комплексная мелиорация земель, на поля вносились минеральные и органические удобрения, применялись севообороты. Сельскохозяйственное производство в большинстве хозяйств осуществлялось на научной основе.

Основными сельскохозяйственными культурами области, как и раньше, были зерновые и технические. Под Воронежем выращивали овощи, в том числе в крупных теплицах.

За 60–70-е гг. в хозяйствах области значительно возросло количество тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Сёла электрифицировались (почти полностью к 1965 г.), к ним прокладывались асфальтированные дороги, почти во всех колхозах и совхозах были фермы. Развернулось активное жилищное строительство. С середины 1960-х возросли денежные ассигнования селу, что повышало доходы селян. Государство старалось стимулировать производство сельскохозяйственной продукции, так как из-за её нехватки часть продовольствия закупалась за рубежом.

Транспорт. В начале 1960-х гг. продолжалась модернизация на железных дорогах. В 1960 г. вагоноремонтный завод им. Дзержинского отремонтировал последний в своей истории паровоз и первый тепловоз. В 1963 г. на Юго-Восточной железной дороге появился электрифицированный участок «Лихая-Россошь», в следующие годы были электрифицированы все участки между Мичуринском и Россошью, а также участок дороги «Валуйки-Поворино». В 1965 г. в области появились пригородные «электрички». Первый их маршрут – «Воронеж-Грязи».

К северу от Воронежа в 1972 г. построили новый аэропорт. Старый был когда-то расположен в районе памятника Славы. Сейчас его территория – часть Северного микрорайона.

В связи с развитием промышленности и сельского хозяйства в 2,3 раза выросли объёмы грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. Примерно в 3,3 раза увеличились пассажирские перевозки. В области асфальтировались дороги. В 1975 г. их протяжённость составила 2982 км, при общей протяжённости дорог 22119 км.

Самолётом из Воронежа можно было долететь более чем до 50 городов страны и в некоторые районные центры области.

Меньшую роль играл речной транспорт (грузовой и пассажирский), хотя судов по рекам ходило довольно много. Речные суда перевозили преимущественно стройматериалы.

Развивались средства связи. Все населённые пункты были телефонизированы, хотя на установку телефонов в квартиры существовали очереди.

Воронеж в период с 1960 по 1985 г. Город в эти годы быстро рос. С 1959 по 1979 г. его население увеличилось с 328,5 тыс. до 782,95 тыс. человек, то есть на 72,5%. Происходило это за счёт естественного прироста и всё возрастающей урбанизации, когда в Воронеж переезжали сельские жители. По числу жителей Воронеж занимал 28-е место в СССР.

В эти годы происходили некоторые изменения в границах городских районов. К началу 1960-х Воронеж состоял из четырёх районов: Центрального, Ленинского, Коминтерновского и Левобережного. В 1963 г. к ним прибавился Железнодорожный, а в 1973 г. – Советский.

В 1969 г. был утверждён новый герб города (автор художник В. П. Диденко).

Активно развивалась культурная жизнь города. В 1961 г. на площади В. И. Ленина открылся Воронежский музыкальный театр, переименованный в 1968 г. в Воронежский государственный театр оперы и балета (он возник на базе театра музыкальной комедии, работавшего с 1931 г.). В 1963 г. начинает работу возрождённый Театр юного зрителя, существовавший в городе ещё до войны.

11 июля 1964 г. торжественно открылось новое здание Никитинской библиотеки. В наши дни это одна из крупнейших региональных библиотек России, хранящая более 3 млн. книг, аудиозаписей, электронных материалов.

В 1969 г. начал работу новый корпус кинотеатра «Пролетарий». В 1972 г. был построен цирк на 2100 зрителей. Высота здания от манежа до купола 18 м, а общая площадь здания – 10266 м2. В 1978 г. появился дом-музей А. Л. Дурова. В 1984 г. новое здание на проспекте Революции получил Театр кукол.

tsyrk

Цирк.

 

В Воронеже появились новые памятники. В 1967 г., к 24-й годовщине освобождения Воронежа, был открыт памятник Защитникам Воронежа – памятник Славы (архитектор А. Г. Бузов, скульптор Ф. К. Сушков). На открытии лично присутствовал маршал Ф. И. Голиков. В 1975 г. к 30-летию Победы появились мемориалы на Чижовском плацдарме и площади Победы (скульптор Ф. К. Сушков). В 1979 г. установили еще два памятника, посвящённых Великой Отечественной войне – штурмовик ИЛ-2 в районе Авиазавода и танк Т-34 на проспекте Патриотов в Юго-Западном районе. В 1976 г. появился второй в городе памятник А. В. Кольцову (скульптор П. И. Бондаренко).

Воронеж постепенно разрастался. Численность населения увеличивалась, что привело к росту потребности в жилье и возникновению новых улиц и целых микрорайонов. В 1962 г. началось строительство улицы Берёзовая роща. В том же году был спроектирован и заасфальтирован Ленинский проспект (в то время он назывался Октябрьским проспектом), началась его планомерная застройка. В 1965 г. появились многоквартирные жилые дома на пустыре между Отрожкой и Придачей. В 1963-1970 гг. был в основном построен Юго-Западный микрорайон. В начале 1960-х гг. город застраивался пятиэтажными домами, а с 1966 г. стали возводить девятиэтажные. Первые из них появились в Берёзовой роще.

С 1972 г. началось строительство нового, Северного, микрорайона. Поскольку район возводился на месте упорных боёв 1942–1943 гг., то ряд улиц получил названия, напоминающие о них: 60-й Армии, Генерала Лизюкова, бульвар Победы. В 1974 г. на 9-м километре Задонского шоссе появилась областная больница.

Средства на строительство жилых домов в эти годы в основном выделяло государство. Люди бесплатно в соответствии с очередью обеспечивались квартирами, хотя многие и были вынуждены какое-то время жить на съёмных квартирах или в общежитиях (что было больше характерно для Воронежа, чем для районов области).

В 1968–1972 гг. проводилось строительство Воронежского водохранилища. На реке Воронеж ниже города был построен гидроузел, состоящий из плотины и шлюза для прохода судов. С 31 марта по 3 апреля 1972 г. акваторию водохранилища заполнили водой – началась эксплуатация Воронежского гидроузла. К югу от Вогрэсовского моста в центральной части водохранилища установили памятник кораблю петровского флота «Меркурий».

Произошли изменения в городском транспорте. К имевшимся автобусам и трамваям в 1960 г. присоединяются троллейбусы. С 1964 г. троллейбусное движение началось в Левобережном районе, а в 1976 г. троллейбусы пошли по Вогрэсовскому мосту. Позже в Воронеже появились первые маршрутные такси, в качестве которых использовались микроавтобусы «РАФ». Существовало и обычное такси (автомобили «Волга»). В 1976 г. в городе было всего около 17 тыс. автомобилей (в наши дни их около 370 тысяч). Стали появляться первые, пока ещё редкие, пробки, которых до этого в городе не наблюдалось.

К началу 1980-х гг. рост Воронежа и увеличение числа транспортных средств потребовали строительства нового моста через водохранилище. 7 декабря 1985 г. началось движение по двухъярусному Северному мосту. Верхний ярус был предназначен для трамваев, нижний – для автомобилей и пешеходов.

В 1960-х – начале 1980-х гг. наблюдалось устойчивое развитие экономики, хотя и с незначительным научно-техническим отставанием от некоторых стран мира. Развивались наука, культура, образование. Активно рос и развивался Воронеж.

Выдающиеся писатели-воронежцы 2-й половины ХХ в. Вторая половина ХХ в. – расцвет советской литературы и искусства. Появляется множество талантливых писателей, художников, композиторов, театральных деятелей. Среди них значительное место занимают наши земляки-литераторы.

Гавриил Николаевич Троепольский (1905–1995) родился в селе Новоспасское (Грибановский район Воронежской области). В молодости работал учителем в сельских школах, затем агрономом. Троепольский вывел сорта проса, один из которых, «Острогожское-9», выращивают в нашей местности. С 50-х гг. жил и работал в Воронеже. Первый успех принесли Троепольскому рассказы «Записки агронома» (1953), напечатанные в «Новом мире». На их основе был снят художественный фильм «Земля и люди». Мировая известность пришла к автору после издания повести «Белый Бим Чёрное ухо». Произведение перевели более чем на 20 языков мира, по нему был снят художественный фильм. Троепольский – автор и других, менее известных произведений.

troepol

Г.Н. Троепольский.

 

Владимир Александрович Кораблинов (1906–1989) – известный воронежский писатель-краевед. В 1931 г. был арестован по «Делу краеведов», отбыл ссылку, затем вернулся в Воронеж. Работал художником-оформителем в «Коммуне» и «Молодом коммунаре». Писал статьи и рассказы. К 50–70-м годам относится зрелое творчество воронежского писателя, когда были созданы главные книги его жизни – «Жизнь Алексея Кольцова», «Жизнь Никитина», «Воронежские корабли», «Горы Чижовские», «В заповедном лесу» и другие. Знаток родного края, ценитель его красот, Кораблинов рассказывает в своих произведениях о главном богатстве Воронежской земли – её людях. В Воронеже есть улица Кораблинова.

Борис Львович Васильев (1924–2013), хотя и родился в Смоленске, детско-юношеские годы провёл в Воронеже. Здесь он в 1941 г. окончил 9 классов школы (сейчас это школа №28) и сразу ушёл на фронт добровольцем. Впечатления о школьных годах будут впоследствии отражены в его повести «Завтра была война». Васильев – автор большого количества произведений. Одни из самых известных – о Великой Отечественной войне и о военном поколении: «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «Неопалимая купина» и другие. По его сценариям снимались фильмы и ставились спектакли. Васильев стал лауреатом многочисленных литературных премий, в том числе Государственной премии СССР и премии Президента России.

После смерти И. В. Сталина идеологический прессинг в обществе ослабел. Появились произведения, в которых изображение действительности было наполнено критикой. Такова повесть «Чёрные камни» (1984) воронежского поэта и писателя А. В. Жигулина (1930–2000).

zjigylin

А. В. Жигулин.

 

Юрий Фёдорович Третьяков (1931–1985) – воронежский писатель, автор произведений для детей. Благодаря сборнику рассказов «Жук и геометрия» и повести «Начало рыбачьего патруля», он стал одним из самых молодых членов Союза писателей СССР, куда его приняли в 1958 г. Однако писатель не стремился к столичной славе: свою жизнь Третьяков провёл в родном Борисоглебске, печатаясь в Воронеже. Его повести и рассказы «Рыцари Берёзовой улицы», «Вовка из нашего класса», «Вася-капиталист», «Ошибка Радика и Женьки», «Самый лучший щенок», сборники «Алёшин год», «Андрейка и лодырь Ромашка» и многие другие по праву считаются шедеврами детской литературы.

Родом из Воронежской области (с. Орлово Новоусманского района) Василий Михайлович Песков (1930–2013), известный писатель и публицист. В Воронеже родился Григорий Яковлевич Бакланов (1923-2009), военная проза которого известна романом «Навеки девятнадцатилетние» и другими произведениями.

В Воронеже создавали свои произведения поэты А. Т. Прасолов, В. Г. Гордейчев, Е. Г. Новичихин, писатели А. И. Шубин, Е. П. Дубровин, В. М. Акаткин, О. Г. Ласунский.

Период с 60-х до середины 80-х по праву можно считать расцветом в жизни советского общества. Возможно, что это время было самым благополучным и спокойным за всю историю России, причём для населения страны в целом, а не отдельных слоёв. Для тех, кто родился и жил в то время совершенно естественным казалось бесплатное и качественное образование, бесплатная и эффективная медицина, отсутствие безработных и бездомных, гарантированная достойная пенсия. Человеку того времени трудно было представить, что крупное предприятие может принадлежать одному или нескольким лицам. Все предприятия были государственными. Главным принципом жизни общества того времени являлась социальная справедливость, прозванная позднее идеологами развала СССР пренебрежительно «уравниловкой». Под социальной справедливостью подразумевалось то, что наше государство – это единый дом для всего народа. Все ресурсы страны – достояние нации, поэтому советский гражданин имеет как равные права, так и равные обязанности по отношению к этим ресурсам. В числе обязанностей главными считались труд и защита своей страны. Граждане имели право на восьмичасовой рабочий день, на гарантированный отпуск, достойную оплату труда, путёвки в дома отдыхи санатории, детские пионерские лагеря и т.д.

 

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.