PetrI

Воронежский край в Петровскую эпоху

Воронеж – колыбель русского флота

  1. Время правления Петра I.
  2. Азовский поход 1695 г.
  3. Строительство флота в Воронеже.
  4. Азовский поход 1696 г.
  5. Морским судам – быть…
  6. Кумпанства.
  7. Святитель Митрофан.
  8. Труд населения на верфях.
  9. Народные возмущения в Воронежском крае.
  10. Экономика Воронежского края при Петре I.
  11. Заселение Воронежского края.
  12. Административная реформа.
  13. Город Воронеж в Петровское время.

Время правления Петра I. Петровская эпоха – одна из наиболее примечательных в истории России. Пётр родился в 1672 г. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича и вряд ли мог претендовать на престол. Но преждевременная смерть старших братьев открыла ему дорогу к власти.

Перовскую эпоху нельзя рассматривать однозначно. С одной стороны – резкий государственный прогресс, а с другой – громадное напряжение простого народа, выливавшееся в постоянные восстания. Пётр I – это и русская регулярная армия, построенная по европейскому образцу, и мощнейший военный флот. Русская армия и флот разбили сильнейшие в Европе шведские войска, нанесли поражение турецкой армии. Это время развития тяжёлой промышленности, горнорудного дела, строительства городов, верфей, каналов… К России за время правления Петра I были присоединены значительные территории. Страна получила выход к Балтийскому морю и временно к Азовскому, были заняты участки на Каспии, осваивались, хотя и слабо, Сибирь и Дальний Восток. Появилась Академия Наук, развивались отечественная наука, образование, книгопечатание, проводились серьёзные реформы. Нет, наверное, такой сферы жизни человека и нашего государства в целом, где не приложил бы руку Пётр Великий!

Нельзя забывать и о том, что все тяготы строительства городов, флота, участие в войнах легли на плечи простого народа. Пётр опирался на дворян, которых активно привлекал на свою сторону. Дворянам раздавали земли, и, разумеется, с крепостными крестьянами. Многие ранее свободные служилые люди в это время закрепощаются. Громадные массы людей постоянно привлекались на тяжёлые работы по рытью каналов, рубке леса для кораблей, строительству городов. Жили там в сырости, впроголодь, умирали от эпидемий. Люди бежали, их ловили и жестоко наказывали, сжигали посёлки, в которых селились беглые крестьяне. За время правления Петра регулярно вспыхивали народные восстания (Астраханское 1705–1706, Булавинское 1707–1709 гг. и другие).

Азовский поход 1695 г. В начале правления Петра I у нашей страны существовала серьёзная геополитическая проблема – отсутствие выхода к морю. Пётр, очень дальновидный политик, понимал, что без выхода к морю и мощного флота Россия не сможет обеспечить себе экономическую и национальную безопасность. Это грозило в будущем превращением страны в колониальный придаток европейских государств.

К началу правления Петра Россия имела выход только в замерзающее Белое море. Торговля через главный русский порт Архангельск велась в тёплое время года. Необходимо было добиться выхода к другим морям. Выбор здесь был невелик. Выход в Балтийское море контролировала Швеция, а в Чёрное – Турция. Первоначально решено было сосредоточиться на южном направлении.

Россия владела верхним течением Дона, по которому можно было добраться до Азовского, а через него и до Чёрного моря. Выход из Дона в море закрывала мощная турецкая крепость Азов, которую русские войска и донские казаки неоднократно пытались взять и раньше.

Весной 1695 г. начинается первый Азовский поход русской армии. Главные силы во главе с молодым царём отправились на судах по Москве-реке, Оке и Волге до Царицына (теперь Волгоград). Отсюда сухим путём армия добралась до Дона, где её уже ожидали суда, построенные в Воронеже и ближайших городках служилыми людьми. Это были 1259 стругов, длиной от 25 до 35 метров каждый, 42 мореходные лодки и 134 плота. Но струги, лодки и плоты – это не боевые суда, и вступать в сражения с турецким флотом они не могли, а использовались лишь как транспортные средства.

Русская армия окружила Азов с суши, но осаждённые беспрепятственно снабжались турецким флотом оружием, боеприпасами и продовольствием. Осенью осада была снята, и армия посуху двинулась в Москву. Войска прошли западнее Воронежа, по территории современной Белгородской области.

Строительство флота в Воронеже. Первый поход Петра I на Азов в 1695 г. окончился неудачей по многим причинам. Главной из них было отсутствие у России флота, тогда как Турция давно уже воевала на море. После поражения Пётр твёрдо решил построить собственный боеспособный флот.

5 spysk kor 

«Постройка и спуск корабля». Гравюра начала XVIII в.

 

Случайно ли для кораблестроительной верфи был выбран Воронеж? Что нужно было для такого строительства?

Во-первых, нужна достаточно глубокая река, по которой корабли могли бы достичь Азовского моря и, следовательно, неприятеля.

Во-вторых, требовались материалы, из которых можно строить корабли, – лес и железо.

В-третьих, нельзя было обойтись без большого количества опытных мастеровых, то есть без квалифицированной рабочей силы.

Воронеж отвечал всем этим требованиям. Глубина реки Воронеж позволяла развивать здесь судоходство, хотя летом река и мелела. По берегам реки росли дубовые и сосновые леса, подходящие для кораблестроения. Неподалёку от Воронежа, на территории современной Липецкой области, добывали железную руду. В 1693 г. дьяк К. Борин и купец Н. Аристов построили Боринский железоделательный завод (село Белый Колодезь, современная Липецкая область). Позднее построили два казённых завода – Липецкий и Кузьминский.

К концу XVII в. Воронеж был крупнейшим городом юго-восточной России в речной системе Дона. Население его насчитывало свыше 10 тысяч человек. Отсюда вниз по Дону шло большое количество стругов с продовольствием для донских казаков. Лодки использовались один раз, поскольку поднимать их вверх по течению было сложнее, чем сделать заново. Даровой материал в изобилии имелся здесь же. Для сооружения нескольких сотен лодок ежегодно нанимали до 20 тысяч человек, стекавшихся сюда из разных уездов специально к сроку. Несмотря на то, что при этом уничтожались леса, совершенствовался столь необходимый Петру опыт кораблестроения. Таким образом, к 1696 г. Воронеж обладал всем необходимым, и царь немедленно приступил к строительству военного флота, который позволил бы взять Азов.

Для нужд кораблестроения и снабжения армии в городе открыли несколько новых предприятий, непосредственно связанных с корабельным делом и военными нуждами государства. Так, например, в Воронеже построили суконные фабрики, чтобы обеспечить солдат и матросов одеждой. Появились канатная и парусная фабрики, которые закрылись лишь с ликвидацией судоверфи. Все эти предприятия работали на местном сельскохозяйственном сырье.

Зимой 1795–1796 гг. в Воронеже заложили два 36-пушечных корабля «Апостол Пётр» и «Апостол Павел», галеры, брандеры и привычные воронежцам струги. Строительство велось на правом берегу реки, там, где сейчас находится Адмиралтейская площадь. Основную часть рабочих верфей составляли стрельцы, драгуны, солдаты Белгородского разряда.

5 yspen

Успенская (Адмиралтейская) церковь.

 

Сам Пётр прибыл в Воронеж 29 февраля и лично руководил судостроением. Жил Пётр I в доме подьячего Игната Моторина. 2 апреля на воду спустили галеру «Принципиум», на которой в плавание отправился лично Пётр. 26 апреля – корабль «Апостол Павел». Всего за зиму 1695–1696 гг. было построено около 50 больших военных кораблей и несколько сот стругов. Воронеж стал колыбелью русского флота.

Азовский поход 1696 г. План нового похода отличался от первого. Армия собиралась в Воронеже, куда войска и отдельные офицеры-иностранцы начали прибывать к апрелю. 31 марта в Воронеж приехал официальный руководитель похода – воевода Алексей Семёнович Шеин. Здесь солдаты грузились на суда и отправлялись к Азову.

Корабли с войсками выходили из Воронежа несколькими группами. Сам Пётр отплыл 3 мая в составе отряда из восьми галер на галере «Принципиум». Во время плавания им разрабатывался первый русский военно-морской устав («Указ по галерам»).

Русский флот отрезал Азов от снабжения. Наличие у России военного флота явилось полной неожиданностью для неприятеля. Турецкие корабли не решились вступить с ним в сражение, 19 июля 1696 г. Азов пал. Победа дала возможность присоединить к России многие южные земли, развивать торговлю. Со взятием Азова, в Воронеже и его окрестностях стало гораздо спокойнее, появилась возможность заселить ранее пустовавшие земли. К сожалению, в 1711 г., после неудачного Прутского похода русской армии, Азов был снова потерян. Только в 1736 г. при Анне Иоановне контроль над Азовом был восстановлен окончательно.

5 azov2

«Русский флот под Азовом». Неизвестный автор, XVII век

 

Кораблестроение, непрерывно продолжавшееся до 1711 г. на воронежских верфях, дало мощный толчок к социально-экономическому развитию края. Создавались новые отрасли промышленности, строились предприятия, развивалось сельское хозяйство, торговля. Начало XVIII в. для Воронежа, когда он стал колыбелью русского флота, было периодом расцвета.

Документы
О строительстве флота в Воронеже по книге Е. А. Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».

«Сей мудрый и деятельный государь, приехавши в Воронеж в 1694 году [эта дата документально не подтверждена] и усмотрев, что река Воронеж по причине близкого своего втечения в Дон, впадающий в Азовское море, способна к судоходству, и что много было притом около Воронежа годных для кораблестроения лесов, взял случай к прожекту, сообразному давним уже видам своим на завоевание Азова и всего Крыма; и на тот конец решился завести в Воронеже корабельную верфь для Азовского моря. А как во всех своих предприятиях государь сей был скор и нетерпелив, то в том же году прислал он на Воронеж корабельных мастеров и плотников с потребными наставлениями и повелениями. Для верфи же избрал он место на одном ближнем острове реки Воронежа, отделённом от городской стороны небольшим в правую сторону от стремя протоком, по которому некогда и вся река шла, а после отклонилась. Но поелику сей остров в натуральном своём положении мог быть занимаем полою водою, то государь повелел сделать на нём сряду две квадратной фигуры насыпи, одну вышиною от ватерпаса острова аршин на 8, а другую аршина на 4. На первой построил он небольшую деревянную цитадель, в коей помещено было и Адмиралтейство; а на нижней насыпи основал верфь. А поелику место сие не очень пространно, то после строивались суда и вдоль по берегу реки около Успенской и Богословской церкви, где были поделаны также корабельные подмостки».

 

Судостроение в Воронежском крае

Морским судам – быть… Кораблестроение в Воронеже и ближайших городках продолжалось и после Азовского похода 1696 г. Осенью 1696 г. состоялось заседание Боярской Думы, посвящённое строительству военно-морского флота. Пётр I в подготовленной им к заседанию записке подчеркнул: «Понеже время есть и фортуна сквозь нас бежит, которая так к нам близко на юг не бывала». Дума постановила: «Морским судам быть…». Крупные верфи со множеством работников появляются в Воронеже (главная верфь), Таврове (с. Таврово под Воронежем), Рамони, Ступине (с. Ступино), Павловске, Чертовицком (с. Чертовицы, Рамонский район). Для нужд кораблестроения выделялись воронежские леса, в том числе и знаменитый Шипов лес, образно названный Петром «Золотым кустом» и объявленный корабельным лесом.

5 petr pamytnik

Памятник Петру I в Воронеже.

 

Кумпанства. Финансировали строительство за счёт особого налога духовные и светские землевладельцы, объединившиеся в «кумпанства». Во главе всего судостроения в крае стоял адмиралтеец А. П. Протасьев. К осени 1698 г. было построено 20 судов.

19 ноября 1698 г. по чертежам Петра I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация», или «Божье Предвидение». Это был первый линейный корабль русского флота. До середины декабря Пётр лично руководил строительством, передав его затем Федосею Скляеву. Корабль спустили на воду 27 апреля 1700 г.

Строили суда силами кумпанств до 1700 г. Флот был необходим для продолжения боевых действий на Азовском и Чёрном морях, так как Азовские походы не решили всех геополитических проблем России в этом регионе.

Всего к весне 1700 г. было готово 77 судов – больших парусных кораблей («Разжёное железо», «Святой Георгий», «Святая Наталья», «Старый Орёл», «Шпага», «Спящий Лев», «Старый дуб», «Самсон», «Воронеж», «Дельфин», «Аист» и другие), галер, бригантин, галиотов. Продолжалось строительство транспортных стругов, морских лодок, плотов. Построенные суда имели высокое качество и не уступали произведённым на европейских верфях.

5 goto

Гото Предестинация», современная копия.

Постепенно значение главной Воронежской верфи уменьшалось. Основные работы были перенесены в Тавров, ближе к устью реки Воронеж. После упразднения кумпанств налог на содержание кораблей сохранился.

Строительство флота, которое не скрывали, а, напротив, демонстрировали иностранным дипломатам и купцам, произвело значительное впечатление на европейцев. Английский посол Уитворд в донесении в Лондон в 1705 г. писал: «Это даёт мне случай сказать несколько слов о большом царском флоте, который строится в Воронеже, месте, лежащем на реке Дон, или Танаис… В настоящее время там находятся почти совсем готовые от 40 до 50 военных кораблей, из которых наибольшие имеют 80 или 90 орудий. Большая часть из них на будущий год спустится вниз по реке».

Суда нередко строились быстрее, чем комплектовались экипажами. Стране крайне не хватало квалифицированных морских офицеров и матросов. Так, из 15 кораблей готовых к отплытию в Азов в 1702 г., укомплектовать экипажами смогли только 3. В 1699 г. в Воронеже произошло любопытное событие. Сюда из Европы были вызваны молодые дворяне, отправленные туда учиться корабельному делу. Пётр лично их экзаменовал. Из 72 человек экзамен выдержали только четверо.

Активное участие в строительстве судов приняла православная церковь. Воронежский епископ святитель Митрофан в 1700–1701 гг. пожертвовал на строительство 7000 рублей.

Святитель Митрофан. Первый епископ Воронежский Святитель Митрофан родился 6 ноября 1623 г. во Владимирской земле, как предполагают, в семье священника. Был назван Михаилом (Митрофан – его монашеское имя). В молодости служил священником в сельском храме Суздальской епархии. У него была семья, дети. В 39 лет, овдовев, он стал монахом Золотниковского Успенского монастыря недалеко от Суздаля. О его строгой иноческой жизни быстро стало известно в монашеской среде. Через три года, несмотря на нежелание, он был возведен по просьбе братии в игумены Яхромской обители. Позже Патриарх Московский и всея Руси Иоаким поручает ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV в. в Костромской земле преподобным Макарием Желтоводским. Здесь Митрофан настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания.

В 1682 г. была образована новая Воронежская епархия. Царь Фёдор Алексеевич предложил первым её епископом назначить игумена Митрофана. Будучи епископом, Митрофан многое сделал для развития епархии. Он был инициатором строительства храмов в Воронеже. Одобрял и поддерживал постройку флота, предпринятую Петром I. После взятия Азова Пётр повелел святителю Митрофану именоваться епископом «Воронежским и Азовским».

Митрофан отрицательно относился к бездумному перениманию европейских обычаев, расходившихся с православными представлениями и традициями. Так, он отказался посещать воронежский дворец Петра, возле которого были установлены античные статуи. Пётр так разгневался, что стал грозить ему смертью, а святитель начал к ней готовиться. Ради примирения Пётр убрал статуи.

5 mitrofany

Статуя Святителя Митрофана у Благовещенского кафедрального собора в Воронеже.

 

Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом. Он писал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

Воронежским епископом Митрофан пробыл 20 лет, до самой своей кончины в 1703 г. Был погребён с почестями в Благовещенском соборе Воронежа. На похоронах Пётр I лично нёс гроб святителя. В 1832 г. епископ Митрофан канонизирован Русской православной церковью. В 1836 г. при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь. В настоящее время мощи святителя покоятся в Покровском и Благовещенском соборах Воронежа.

Труд населения на верфях. Для судостроения крайне не хватало рабочих рук. Все служилые люди постоянно находились на каких-либо работах. Дома иногда не бывали по много месяцев. На работу нужно было являться с собственными лошадьми, телегами, рабочими инструментами. При этом платили очень мало, а цены на продукты из-за резкого увеличения населения в Воронеже сильно выросли. За время судостроения хозяйство многих служилых людей пришло в полнейший упадок. Кроме служилых людей, на верфях трудились крепостные крестьяне и небольшое количество наёмных работников.

Часто местные воеводы вообще не могли найти достаточного количества людей для работ, тогда на них отправляли даже мелких феодалов и детей служилых людей («ребятишек самых малых, истинно многие лет по семи и по осьми»). В 1697 г. усманский воевода ухитрился отправить на верфь даже местных священников, за что был раскритикован: «А что ты прислал трёх человек попов, и то ты делаешь не гораздо, потому что в указе великого государя тебе того, что попов высылать, не написано, и те попы с Воронежа отпущены на Усмань по-прежнему».

В тяжёлом положении оказались ямщики, возившие грузы, царскую почту, послов в Москву, Азов и другие города. Они не могли обеспечить устойчивое транспортное сообщение, так как в Воронеже в то время было в наличии всего 30 подвод.

Поскольку местных жителей для работ не хватало, то на воронежские верфи перебрасывали мастеров из Вологды, Ярославля, Костромы, Галича и других городов. Условия труда были тяжёлыми, а климат в Воронеже считался нездоровым. Это приводило к высокой заболеваемости и смертности. Например, в 1703 г. на верфи одновременно болели почти все иностранные мастера, 2/3 русских мастеров, 6 дьяков, 2/3 подъячих, а работные люди поголовно все. Адмиралтейцы писали Петру: «Истинно, государь, куда ни поедешь, везде мостом лежат».

Всё это приводило к массовому бегству местных жителей с работ. Их пытались ловить. Пойманных жестоко наказывали и отправляли на самые тяжёлые работы, а иногда и казнили, когда срывались особенно важные работы. Если человека не находили, то аресту подвергалась его семья (жена, мать, дети), многие из этих людей в тюрьме умирали.

Всё это сопровождалось бюрократической путаницей, когда человек одновременно назначался на разные работы. В одном месте он усердно трудился, а в другом, числился «нечётчиком», за что подвергалась аресту его семья. Адмиралтейцу А.П. Протасьеву жители Коротояка жаловались: «Мы работали на очистке рек Воронеж и Дон, устройстве земляных валов около кораблей и возке лесных припасов из бора, а теперь – в целовальниках у корабельных припасов и в бору у заготовки лесных материалов, но имена наши значатся в нетях, и поэтому коротоякский воевода держит в приказной избе женишек и детишек наших и морит голодною смертию». В данном случае адмиралтеец, разобравшись, велел коротоякскому воеводе выпустить арестованных.

Окончание кораблестроения в петровское время. Для лучшей организации строительства флота Воронеж и ближайшие к нему поселения были изъяты из ведения Белгородского разряда и переданы Адмиралтейскому приказу. В 1700–1709 гг. было передано 25 городов, в которых проживало более 122 тыс. жителей мужского пола. Адмиралтейским приказом заведовал Фёдор Матвеевич Апраксин, осуществлявший военную и гражданскую власть.

DSC 0455

Пушки петровского времени.

 

В 1711 г. Россия прекратила судостроение на Дону и Воронеже. Верфи закрылись, а мастера-судостроители покинули Воронеж. Но на этом история воронежского кораблестроения не закончилась.

В 1722 г., опасаясь очередной войны с Турцией, Пётр I распорядился продолжить строительство судов на Тавровской верфи. Руководили строительством вице-адмирал Матвей Христофорович Змаевич и корабельный мастер Федосей Скляев.

К 1724 г. было построено 30 крупных и 59 малых судов. В том числе строили квадратные по форме прамы, которые могли стрелять в четырёх направлениях. Их на воду не спускали, а оставляли на берегу, на хранение. Должность адмиралтейца в Воронеже была упразднена в 1733 г.

Кораблестроение, непрерывно продолжавшееся до 1711 г. и в 1722–24 гг. на воронежских верфях, способствовало социально-экономическому развитию края. Из далёкой окраины Воронеж превратился в один из важнейших центров России. Фактически в стране создавались новые отрасли хозяйства, строились предприятия, развивалось сельское хозяйство, торговля.

Документы
Об отправке молодых дворян для обучения за границу

Указ Петра I адмиралу Ф. М. Апраксину от 2 марта 1716 г. о посылке дворян за границу.
«Понеже получили мы ведомости из Италии, что наших в Венеции в морскую службу принять хотят, также ныне из Франции отозвались, что и там их примут же: того для велите как наискорее в Петербурге отобрать ещё из школьников лучших дворянских детей и привезть в Ревель и посадить на кораблях с первыми вместе, чтоб их всех было 60 человек, а именно во все три места в Венецию, во Францию и в Англию по 20 человек; ежели же оные в Ревель скоро поспеть не могут и корабли прежде их уйдут, то отправьте их от Ревеля морем на шнявах Диане и Наталье до Риги, а оттоль на курляндских подводах до Мемеля, а от Мемеля на наёмных фурманах до Мекленбургской земли, где мы будем обретаться».

Из составленной Петром I инструкции отправляемым для изучения военно-морского дела.
«1) Знать чертежи или карты морские, компас, также и прочие признаки морские.
2) Владеть судном как в бою, так в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому надлежащие: парусы и веревки, а на катаргах и на иных судах вёсла и прочее.
3) Сколько возможно искать того, чтоб быть на море во время бою, а кому и не случится, ино с прилежанием искати того, как в тое время поступить, однакоже обоим, видевшим и невидевшим бой, от началников морских взять на тое свидетельствованные листы за руками их и печатми, что они в том деле достойны службы своей…»

Отрывок из воспоминаний И. И. Неплюева об экзамене по возвращении из-за границы в 1718 г.
«30 июня прислан к нам от коллегии приказ явиться 1-го июля на экзамен. Мы, собравшись у коллегии, дожидались повеления. В 8 часов государь приехал в одноколке и, мимо идучи, сказал нам: «Здорово, ребята». Потом, чрез некоторое время, впустили нас в асамблею, и генерал-адмирал приказал Змиевичу напредь расспрашивать порознь кто что знает о навигации. Потом, как дошла и моя очередь (а я был, по условию между нами, из последних), то государь изволил подойти ко мне и, не дав Змиевичу делать задачи, спросил: «Всему ли ты научился, для чего был послан?» На что я ответствовал: «Всемилостивейший государь, прилежал я по всей моей возможности, но не могу похвалиться, что всему научился, а более почитаю себя пред вами рабом недостойным и того ради прошу, как пред Богом, вашей ко мне щедроты». … [Государь] при том изволил молвить: «Видишь, братец, я и царь, да у меня на руках мозоли; а всё от того: показать вам пример и хотя б под старость видеть мне достойных помощников и слуг отечеству»… И оборотясь к Змиевичу, приказал разспросить меня… И по окончании у всех разспросов, тут же пожаловал меня в поручики в морские галерного флота и другого – Кайсарова, а и других также пожаловал, но ниже чинами...»
Цитаты по «Хрестоматии по истории СССР. XVIII век», 1963.

 

Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I

Народные возмущения в Воронежском крае. Тяжёлые работы, закрепощение, всё возрастающие налоги вызывали недовольство населения. Как и раньше, люди бежали к казакам на Дон. В 1697 г. среди воронежских солдат числилось 492 беглых. В 1698 г. на участках казённого кораблестроения князя Н.И. Лихудьева из 2258 человек сбежало 2067. Во время работ по сплаву в Азов плотов и стругов из Воронежа сбежали все 102 «работных человека». Руководившие сплавом Иван Чичагов и Никифор Кармалин вынуждены были прекратить плавание. В основном люди просто разбегались, но изредка были случаи причинения ущерба казне. По донесениям Ф. М. Апраксина, из 11 городов, приписанных к Адмиралтейству, к лету 1704 г. бежало на Дон более 3 тысяч человек!

Недовольный побегами, Пётр посылал карательные отряды, искавшие и возвращавшие беглых крестьян и служилых людей. В казачьи городки отправлялись грамоты, запрещавшие принимать беглых. С 1704–1705 гг. правительство запретило донским казакам самостоятельно строить новые городки и повелело снести часть старых. Карательные отряды солдат искали беглых на Хопре, Дону, Медведице, Северском Донце. Особыми зверствами отличился отряд князя Ю. Долгорукова. Казаков, не считаясь с возрастом, пытали и увечили. 

Это спровоцировало восстание казаков под руководством атамана Кондратия Булавина. Ю. Долгоруков и офицеры были перебиты. Солдаты и казаки из отряда разоружены и отпущены. Восстание донских казаков продолжалось в 1707–1708 гг. и охватило земли по Дону, Хопру, Битюгу. Население его массово поддерживало. В булавинских отрядах было до 7000 человек, вооружённых артиллерией. После того как в бою с казаками, оставшимися верными правительству, погиб сам К. Булавин, восстание не закончилось. Его возглавили Н. Голый и В. Колычев, имевшие около 100 пушек. Восставшие взяли Царицын, приблизились к Саратову, пытались взять Азов.

Для подавления восстания в разгар Северной войны со Швецией правительство вынуждено было выделить более 30 тысяч солдат и офицеров. К осени 1708 г. после ряда поражений казаков восстание закончилось. Казачьи поселения уничтожались, пленных поголовно казнили, погибли тысячи людей. Отдельные отряды казаков спаслись и продолжали скрываться в поволжских лесах до 1710 г.

Экономика Воронежского края при Петре I. Кораблестроение, ставшее в Воронеже главной отраслью экономики, нуждалось в разнообразном сырье и материалах. В городе на реке Воронеж появляется водная лесопилка. Возле верфи действовал завод, производивший паруса.

5 18век 2

Воронеж на гравюре начала XVIII в.

 

На местном сырье работали суконные, шляпные, кожевенные, винокуренные предприятия в Воронеже, Таврове, селе Починки. Изделиями этих предприятий снабжалась в основном армия. Основная часть предприятий была казённой, то есть государственной.

Активно развивается торговля. В Воронеж приезжают купцы из Москвы, Рязани, Владимира, Костромы. В основном торговали скотом, м¸дом, рыбой и икрой, солью, яблоками, орехами, сукнами, кожами, хозяйственным инвентарём, одеждой и обувью, в том числе и иностранного производства.

Активно работали открытые ранее металлургические заводы, производящие полосовое железо, якоря, ружья, пушки, гвозди, замки, ножи, топоры, лопаты, кирки, серпы, косы, котлы, сковородки. В 1720 г. был построен металлургический завод недалеко от слободы Калач. Им владел Василий Озеров. Занимая 10 десятин, завод производил в год 2–3 тысячи пудов металлических изделий.

Заселение Воронежского края. После Азовских походов жизнь в нашей местности стала гораздо спокойнее. Татарские набеги прекратились. В 1697 г. по Битюгу, Икорцу, Хаве и другим рекам возникают небольшие посёлки. Их население составляли преимущественно беглые крестьяне. Правительство активно препятствовало такой «вольной» колонизации. По приказу Петра I, все эти населённые пункты были уничтожены солдатами, а жители возвращены помещикам.

Власти начинают планомерное заселение края крепостными крестьянами из северных уездов. На месте разрушенных возникают новые деревни и сёла. На Битюг в 1699 г. переселяют крестьян из Ярославского, Костромского и других уездов. Появляются Эртиль, Анна, Чигла, Бобровск (г. Бобров), Щучье и другие поселения.

На территории нашего края возникают крупные помещичьи землевладения Бутурлиных, Воронцовых, Трубецких, Орловых-Давыдовых, Шереметевых, Кантемиров. Помещики переселяли сюда своих крепостных и закрепощали ранее свободных местных жителей. Крепостным становился свободный человек, женившись на крепостной или выйдя замуж за крепостного. Нередко, пользуясь отсутствием дома мужчины, отправленного на строительные работы или для несения караула, помещик похищал его жену и детей, а когда человек отправлялся их выручать, хватали и его, отбирали документы и превращали в крепостного. Крепостными в это время или позднее становятся многие служилые люди.

Появляются в области и новые города. В месте впадения Осереди в Дон в 1709 г. начинают строить город Осеред, переименованный в 1711 г. в Павловск, и корабельную верфь. В Павловске построили пороховой и литейный заводы и даже организовали ботанический сад и зверинец. Вместе с русскими крепость строили 3000 шведских солдат, попавших в плен после Полтавского сражения.

На месте Боучарского ухожья XVII в. возникла слобода Богучар (1717 г.), ставшая в 1779 г. городом. Населяли слободу украинские переселенцы.

В 1698 г. при впадении Вороны в Хопёр был построен город Павловск, переименованный позже в Борисоглебск. В 1716 г. – Хопёрская крепость (после обновления в 1768 г. переименованная в Новохопёрск).
Таким образом, в начале XVIII в. была заселена вся территория современной области, её восточные и южные районы. Были распаханы целинные чернозёмные земли. Это способствовало развитию сельского хозяйства, большему производству продовольствия, хотя гибель населения от голода в неурожайные годы продолжалась.

Административная реформа. В декабре 1708 г. было объявлено о проведении в стране административной реформы. Территория России делилась на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангельскую, Казанскую, Киевскую, Смоленскую, Азовскую и Сибирскую. В 1719 г. губернии разделили на провинции, а последние – на уезды (дистрикты). Хотя деление на губернии сохранилось до 1928 г., сами они оказались слишком крупными и сложными в управлении. Впоследствии губернии неоднократно дробились, уменьшаясь в размерах.

img121

Воронежская губерния (из атласа Академии Наук, 1745 г.). Схема по книге «Очерки истории Воронежского края». Том. 1, 1961.

 

Воронеж и окрестности вошли в состав Азовской губернии. Первоначально Воронеж был центром обер-комендантской провинции, которая рассматривалась отдельно от Азовской губернии и не подчинялась её губернатору. Это было вызвано нуждами кораблестроения. Её фактическим руководителем был Ф. М. Апраксин (1661–1728).

В 1711 г. Россия потеряла Азов, и центром губернии стал Тамбов, а с 1715 г. – Воронеж. Пётр I надеялся на возвращение Азова России, поэтому губерния была переименована в Воронежскую только после его смерти в 1725 г.

Азовская губерния была огромна. Её площадь в 1708 г. составляла 393,7 тыс. км2 (в 7,5 раз больше, чем современная Воронежская область). В неё частично или полностью входили территории современных Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской и Тульской областей, Республики Мордовия, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также, Харьковской областей Украины.

В 1719 г. Азовская губерния делится на провинции – Бахмутскую, Воронежскую, Елецкую. Тамбовскую, Шацкую. В 1765, 1775–79 и 1824 гг. во время административных реформ площадь губернии постоянно уменьшалась. В результате в ней осталось 12 уездов, а её площадь составила 61,7 тыс. км2. Небольшие изменения границ губернии происходили постоянно.

Город Воронеж в Петровское время. В конце XVII – начале XVIII в. значение Воронежа существенно повышается. Из небольшой приграничной крепости город стал ведущим в стране центром кораблестроения, важнейшим политическим центром, где часто бывали царь и его вельможи. По численности населения в 1724 г. город занимал 39 место в стране. Здесь царь подписывал международные договоры, принимал послов Дании и Бранденбурга, отсюда отправлялись посольства в Турцию. В 1703 г. Пётр прибыл в Воронеж с большой свитой в сопровождении иностранных дипломатов и купцов. Один из них, Корнелий де Бруин оставил описание и рисунок Воронежа того времени.

В Воронеже строятся дома для Петра I и его сановников – А. Д. Меншикова, Ф. М. Апраксина, Ф. А. Головина, Н. М. Зотова. У реки выросла Немецкая слободка, где жили иностранные кораблестроители из Англии, Голландии, Италии, Франции.

Административный центр города, да и сам город, смещается с возвышенности к реке. На речном острове, напротив города, строят адмиралтейство (1698), состоявшее из каменной крепости (цитадели), цейхгауза (склада военного имущества) и других зданий. Здесь же размещались верфь и дом Петра I.

В городе строятся церкви, предприятия, жилые дома. В конце XVII в. была возведена каменная Успенская (Адмиралтейская) церковь, в которой проходили торжественные церемонии при спуске кораблей на воду. В 1720 г. в городе появилась каменная Никольская церковь. Вместе с тем город продолжает застраиваться деревянными домами.

Для подготовки кадров для армии и флота в России создаются школы. В 1703 г. в Воронеже открывается первая школа для начального обучения младших морских офицеров. Учеников набирали из числа служилых людей (драгун), а обучали в основном чтению и арифметике. Первая школа для детей – цифирная школа, появилась в Воронеже в 1714 г. В 1728 г. открывается духовная семинария.

nikolskaya

Никольская церковь (построена в 1712–1720 гг.).

 

В целом время правления Петра I сочетало в себе явный прогресс во всех сферах жизни с крайне тяжёлым положением простого народа. Государство нуждалось в армии, флоте, тяжёлой промышленности. Создавалось всё это силами крестьян и служилых людей. Болезни, голод, непосильная работа, непомерные налоги, жестокая расправа с недовольными сокращали численность населения и приводили к бунтам и восстаниям. Такова была цена будущих побед и экономического укрепления России. Воронеж в петровскую эпоху внёс существенный вклад в развитие нашей страны. Развитие России в последующие сотни лет было бы невозможно без петровских преобразований.

 

Документы
Корнелий де Бруин «Путешествие в Московию».

«Город Воронеж лежит под 52 1/20 широты на вершине одной горы; он окружён деревянной стеной, которая вся сгнила, и разделяется на три части. Важнейшие русские купцы населяют одну часть города, которая называется Акатов. В городе находится большое канатное заведение, а пороховые склады помещаются в погребах вне городских стен. На склоне горы, вдоль реки, теснится множество домов, занимающих собою пространство шагов в четыреста. В лучших из этих домов живут: адмирал Головин, начальник Адмиралтейства Апраксин, боярин Лев Кириллович [Нарышкин], Александр Данилович [Меншиков] и другие знатные русские. Эти дома расположены насупротив крепости, а далее – дома контр-адмирала и других морских офицеров, позади же их тянутся улицы, населённые разными мастерами и рабочими по постройке кораблей.
Город Воронеж находится на запад от реки Воронежа, от которой и получил свое имя. Крепость стоит по другой стороне этой реки, и сообщение с нею совершается через большой мост. Крепостные рвы наполнены водой из старой реки. Самая крепость есть четырёхугольное здание, с башнями на четырёх своих углах и множеством больших покоев, и снаружи здание это обещает многое. Пески дюн занесли новую реку до такой степени, что она стала несудоходной, и корабли поэтому должны проходить по старой реке. Крепость составляет в то же время и главный магазин, да её собственно так и называют – магазином. Внутри её находится более ста пятидесяти пушек, действительно самого лучшего качества, без лафетов, но это для того, чтобы их можно было переносить, смотря по надобности. Крепость защищена во многих местах частоколом и снабжена довольно хорошим войском (гарнизоном), которое размещено также и в окрестностях города для отражения набегов татар. Верфи для постройки кораблей находятся теперь подле крепости, а прежде постройкою их занимались везде, по всем местам. Собственно магазин стоит по другой стороне. Это огромное здание в три яруса, из коих два нижние – каменные, а третий верхний – деревянный. В нём множество покоев, наполненных всевозможными предметами и принадлежностями, необходимыми для морского дела, распределёнными по отдельным местам, до самой одежды и всего, что нужно для матроса. Заведение, где изготовляют паруса, находится подле этого магазина.
Насчитывают в этом городе и окрестностях до десяти тысяч жителей. На полях из города видны два или три окрестных селения».

5 da bryin

Воронеж в 1703 г. Гравюра Корнелия де Бруина.

 

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 176 с.