Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области»

(для 8-9 классов общеобразовательных учреждений).

 1. Пояснительная записка

Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.

2. Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляются с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи образовательные:

- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

- изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;

- выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

Задачи воспитательные:

- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

- развивать историческое мышление учащихся;

- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;

- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;

- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

 

3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане

Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета

Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах

Знать (понимать):

  • - основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
  • - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
  • - изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • - соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
  • - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • - показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
  • - рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
  • - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
  • - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • - высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
  • - объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.

5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»

8 класс

Тема 1. Историческое краеведение.

Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).

Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.

Святитель Митрофаний.

Воронеж в петровское время.

Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.

Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

8. Сословия русского общества

Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.

Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.

9 класс.

Тема 1. Вводное занятие.

История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. Повторение за курс 8 класса.

2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.

Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.

3. Воронежская губерния в начале ХХ в.

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.

Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.

Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война

Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.

Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.

Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.

Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.

5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.

Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.

6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

7. Воронежская область в 1945-1990 гг.

Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг.  Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.

Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.

Воронежская область в годы перестройки.

8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.

Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.

 

6. Календарно-тематическое планирование

 

8 класс (35 уроков)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1. Историческое краеведение

1

 

Историческое краеведение

1

§ 1*

2

 

Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика

1

§ 2

3

 

Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины

1

§ 3

4

 

Наука археология

1

§ 4

5

 

Обобщающий урок по разделу «Историческое краеведение»

1

 

2. Воронежский край в древности

6

 

Палеолит в истории Воронежского края

1

§ 5

7

 

Воронежская область в эпоху мезолита и неолита

1

§ 6

8

 

Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области

1

§ 7

9

 

Железный век в истории Воронежской области

1

§ 8

10

 

Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в древности»

1

 

3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств

11

 

Первые славяне на территории Воронежского края

1

§ 9

12

 

Южные соседи славян

1

§ 10

13

 

Наш край в составе древнерусских княжеств

1

§ 11

14

 

Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств»

1

 

4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках

15

 

Основание Воронежа

1

§ 12

16

 

Воронежский уезд в XVII веке

1

§ 13

5. Воронежский край в Петровскую эпоху

17

 

Воронеж – колыбель русского флота

1

§ 14

18

 

Судостроение в Воронежском крае

1

§ 15

19

 

Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I

1

§ 16

20

 

Обобщающий урок  по разделам «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII вв. Воронежский край в Петровскую эпоху»

1

 

6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке

21

 

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке

1

§ 17

22

 

Освоение и колонизация края

1

§ 18

23

 

Воронеж во второй половине XVIII века

1

§ 19

24

 

Обобщающий урок по разделу «Развитие Воронежской губернии в XVIII веке»

1

 

7. Воронежский край в первой половине XIX века

25

 

Главные события в России в первой половине XIX века

1

§ 20

26

 

Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века

1

§ 21

27

 

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века

1

§ 22

28

 

Воронежские поэты – Кольцов и Никитин

1

§ 23

29

 

Обобщающий урок занятие по разделу «Воронежский край в первой половине XIX века»

1

 

8. Сословия русского общества

30

 

Сословия русского общества

1

§ 24

31

 

Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии

1

§ 25

32

 

Дворянство как сословие. Воронежское дворянство

1

§ 26

33

 

Донское казачество

1

§ 27

34

 

Обобщающий урок  по разделу «Сословия русского общества»

1

 

35

 

Обобщающий урок  по курсу «Историческое краеведение» в 8 классе

1

 
   

Итого за 8 класс

35

 

 

* Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.

9 класс (35 уроков)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1. Вводное занятие

1

 

История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в.

1

§ 1**

2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

2

 

Реформа 1861 г. в Воронежской губернии

1

§ 2

3

 

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в.

1

§ 3

4

 

Общественно-политическая жизнь Воронежской

губернии

1

§ 4

5

 

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в.

1

§ 5

6

 

Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния во второй половине XIX в.»

1

 

3. Воронежская губерния в начале ХХ в.

7

 

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в.

1

§ 6

8

 

Деятельность революционных организаций в губернии в начале ХХ в.

1

§ 7

9

 

Первая Мировая война

1

§ 8

10

 

Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния в начале ХХ в.»

1

 

4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война

11

 

Падение монархии

1

§ 9

12

 

Подготовка и проведение Октябрьской революции

1

§ 10

13

 

Первые годы советской власти

1

§ 11

14

 

Гражданская война

1

§ 12

15

 

Обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917 г. и гражданская война»

1

 

5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

16

 

Новая экономическая политика в Воронежской губернии

1

§ 13

17-18

 

Воронежская область в конце 1920-х – 1930-х гг.

2

§ 14

19

 

Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

1

§ 20 (§ 15)

20

 

Обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.»

1

 

6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

21

 

Начало Великой Отечественной войны

1

§ 15 (§ 16)

22

 

Воронежская область в начале войны

1

§ 16 (§ 17)

23

 

Бои на Воронежской земле

1

§ 17 (§ 18)

24

 

Освобождение Воронежской области

1

§ 18 (§ 19)

25

 

Восстановление хозяйства Воронежской области в 1943-1945 гг.

1

§ 19 (§ 20)

26

 

Обобщающий урок по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны»

1

 

7. Воронежская область в 1945-1990 гг.

27

 

Воронежская область в 1945-1950-е гг.

1

§ 21

28-29

 

Воронежская область в 1960-1985 гг.

2

§ 22

30

 

Воронежская область в годы перестройки

1

§ 23

31

 

Обобщающий урок «Воронежская область в 1945-1990 гг.»

1

 

8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

32

 

Воронежская область в 1990-е гг.

1

§ 24

33

 

Воронежская область в ХХI в.

1

§ 25

34

 

Проект «Воронежская область в ХХI в.»

1

 

8. Обобщающий урок

35

 

Повторение по курсу краеведение за 8-9 классы

1

 
   

Итого за 9 класс

35 ч.

 

** Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.

7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа

Авторская рабочая программа Немыкина А. Я., Немыкиной И. В. по «Историческому краеведению Воронежской области»

Учебно-методические пособия для учащихся.

  1. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 176 с.
  2. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.

 

Рабочие тетради.

  1. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века) / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2019. – 64 с
  2. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области (середина XIX – начало XXI века) / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 2-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2018. – 80 с.

 

Учебно-методическая поддержка курса.

Интернет сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области – www.край36.рф

8. Панируемые результаты изучения предмета

По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должен знать:

- историю заселения территории области;

- историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;

- основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;

- важнейшие достижения культуры края.

Уметь:

- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

- соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;

- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами.