Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области»
(для 8-9 классов общеобразовательных учреждений).
1. Пояснительная записка
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляются с учётом такого непрерывного изучения.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
- изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
- выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
- развивать историческое мышление учащихся;
- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане
Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах
Знать (понимать):
- - основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
- - важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
- - изученные виды исторических источников.
Уметь:
- - соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- - показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- - рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- - высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
- - объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»
8 класс
Тема 1. Историческое краеведение.
Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.
Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).
Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».
Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.
Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.
Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.
Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.
Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.
Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.
Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.
Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.
Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.
Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.
Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.
Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.
Положение населения. Народные возмущения в крае.
Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.
Святитель Митрофаний.
Воронеж в петровское время.
Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.
Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.
Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).
Город Воронеж во второй половине XVIII в.
Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.
Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.
Воронеж в первой половине XIX в.
Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.
Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.
Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.
8. Сословия русского общества
Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.
Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.
9 класс.
Тема 1. Вводное занятие.
История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. Повторение за курс 8 класса.
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.
3. Воронежская губерния в начале ХХ в.
Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.
Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.
Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война
Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.
Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.
Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.
Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.
Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны
Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.
7. Воронежская область в 1945-1990 гг.
Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.
Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.
Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.
Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.
Воронежская область в годы перестройки.
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.
Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.
6. Календарно-тематическое планирование
8 класс (35 уроков)
№ урока |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Количество часов |
Примечание |
1. Историческое краеведение |
||||
1 |
Историческое краеведение |
1 |
§ 1* |
|
2 |
Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика |
1 |
§ 2 |
|
3 |
Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины |
1 |
§ 3 |
|
4 |
Наука археология |
1 |
§ 4 |
|
5 |
Обобщающий урок по разделу «Историческое краеведение» |
1 |
||
2. Воронежский край в древности |
||||
6 |
Палеолит в истории Воронежского края |
1 |
§ 5 |
|
7 |
Воронежская область в эпоху мезолита и неолита |
1 |
§ 6 |
|
8 |
Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области |
1 |
§ 7 |
|
9 |
Железный век в истории Воронежской области |
1 |
§ 8 |
|
10 |
Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в древности» |
1 |
||
3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств |
||||
11 |
Первые славяне на территории Воронежского края |
1 |
§ 9 |
|
12 |
Южные соседи славян |
1 |
§ 10 |
|
13 |
Наш край в составе древнерусских княжеств |
1 |
§ 11 |
|
14 |
Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств» |
1 |
||
4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках |
||||
15 |
Основание Воронежа |
1 |
§ 12 |
|
16 |
Воронежский уезд в XVII веке |
1 |
§ 13 |
|
5. Воронежский край в Петровскую эпоху |
||||
17 |
Воронеж – колыбель русского флота |
1 |
§ 14 |
|
18 |
Судостроение в Воронежском крае |
1 |
§ 15 |
|
19 |
Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I |
1 |
§ 16 |
|
20 |
Обобщающий урок по разделам «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII вв. Воронежский край в Петровскую эпоху» |
1 |
||
6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке |
||||
21 |
Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке |
1 |
§ 17 |
|
22 |
Освоение и колонизация края |
1 |
§ 18 |
|
23 |
Воронеж во второй половине XVIII века |
1 |
§ 19 |
|
24 |
Обобщающий урок по разделу «Развитие Воронежской губернии в XVIII веке» |
1 |
||
7. Воронежский край в первой половине XIX века |
||||
25 |
Главные события в России в первой половине XIX века |
1 |
§ 20 |
|
26 |
Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века |
1 |
§ 21 |
|
27 |
Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века |
1 |
§ 22 |
|
28 |
Воронежские поэты – Кольцов и Никитин |
1 |
§ 23 |
|
29 |
Обобщающий урок занятие по разделу «Воронежский край в первой половине XIX века» |
1 |
||
8. Сословия русского общества |
||||
30 |
Сословия русского общества |
1 |
§ 24 |
|
31 |
Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии |
1 |
§ 25 |
|
32 |
Дворянство как сословие. Воронежское дворянство |
1 |
§ 26 |
|
33 |
Донское казачество |
1 |
§ 27 |
|
34 |
Обобщающий урок по разделу «Сословия русского общества» |
1 |
||
35 |
Обобщающий урок по курсу «Историческое краеведение» в 8 классе |
1 |
||
Итого за 8 класс |
35 |
* Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
9 класс (35 уроков)
№ урока |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Количество часов |
Примечание |
1. Вводное занятие |
||||
1 |
История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. |
1 |
§ 1** |
|
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в. |
||||
2 |
Реформа 1861 г. в Воронежской губернии |
1 |
§ 2 |
|
3 |
Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. |
1 |
§ 3 |
|
4 |
Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии |
1 |
§ 4 |
|
5 |
Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. |
1 |
§ 5 |
|
6 |
Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния во второй половине XIX в.» |
1 |
||
3. Воронежская губерния в начале ХХ в. |
||||
7 |
Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. |
1 |
§ 6 |
|
8 |
Деятельность революционных организаций в губернии в начале ХХ в. |
1 |
§ 7 |
|
9 |
Первая Мировая война |
1 |
§ 8 |
|
10 |
Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния в начале ХХ в.» |
1 |
||
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война |
||||
11 |
Падение монархии |
1 |
§ 9 |
|
12 |
Подготовка и проведение Октябрьской революции |
1 |
§ 10 |
|
13 |
Первые годы советской власти |
1 |
§ 11 |
|
14 |
Гражданская война |
1 |
§ 12 |
|
15 |
Обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917 г. и гражданская война» |
1 |
||
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. |
||||
16 |
Новая экономическая политика в Воронежской губернии |
1 |
§ 13 |
|
17-18 |
Воронежская область в конце 1920-х – 1930-х гг. |
2 |
§ 14 |
|
19 |
Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в. |
1 |
§ 20 (§ 15) |
|
20 |
Обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.» |
1 |
||
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны |
||||
21 |
Начало Великой Отечественной войны |
1 |
§ 15 (§ 16) |
|
22 |
Воронежская область в начале войны |
1 |
§ 16 (§ 17) |
|
23 |
Бои на Воронежской земле |
1 |
§ 17 (§ 18) |
|
24 |
Освобождение Воронежской области |
1 |
§ 18 (§ 19) |
|
25 |
Восстановление хозяйства Воронежской области в 1943-1945 гг. |
1 |
§ 19 (§ 20) |
|
26 |
Обобщающий урок по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны» |
1 |
||
7. Воронежская область в 1945-1990 гг. |
||||
27 |
Воронежская область в 1945-1950-е гг. |
1 |
§ 21 |
|
28-29 |
Воронежская область в 1960-1985 гг. |
2 |
§ 22 |
|
30 |
Воронежская область в годы перестройки |
1 |
§ 23 |
|
31 |
Обобщающий урок «Воронежская область в 1945-1990 гг.» |
1 |
||
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг. |
||||
32 |
Воронежская область в 1990-е гг. |
1 |
§ 24 |
|
33 |
Воронежская область в ХХI в. |
1 |
§ 25 |
|
34 |
Проект «Воронежская область в ХХI в.» |
1 |
||
8. Обобщающий урок |
||||
35 |
Повторение по курсу краеведение за 8-9 классы |
1 |
||
Итого за 9 класс |
35 ч. |
** Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.
7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Рабочая программа
Авторская рабочая программа Немыкина А. Я., Немыкиной И. В. по «Историческому краеведению Воронежской области»
Учебно-методические пособия для учащихся.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 176 с.
- Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – изд. 2-е испр. – Воронеж, 2017. – 192 с.
Рабочие тетради.
- Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века) / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2019. – 64 с
- Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области (середина XIX – начало XXI века) / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 2-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2018. – 80 с.
Учебно-методическая поддержка курса.
Интернет сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области – www.край36.рф
8. Панируемые результаты изучения предмета
По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должен знать:
- историю заселения территории области;
- историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;
- основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;
- важнейшие достижения культуры края.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;
- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.
Владеть
- методами получения краеведческих знаний;
- приемами работы с географическими картами.