Немыкин А.Я. Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области»

(для 6-7 классов общеобразовательных школ).

СКАЧАТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры географии и туризма ВГПУ (протокол № 4 от 29.10.2014)

 

 

Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшим использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы географического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Географическое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 6, 7 классах связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются в нём с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

-                   познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

-                   изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами;

-                   выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения;

-                   проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

-                   оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

-                   развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-                   воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

-                   укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

-                   развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

-                   научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;

-                   развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

-                   развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Общая характеристика учебного предмета.

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.

Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества. социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

Место географического краеведения в учебном плане.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 6 и 7 классах. В том числе в 6 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 7 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» в 6-7-х классах являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства Воронежской области:

– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Воронежской области;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

Содержание учебного предмета.

6 класс

1. Введение в краеведение (6 часов).

Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения.

Тема 2. Топонимика. Что такое топонимика, как появляются географические названия.

Тема 3. Топонимы Воронежской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды.

Тема 4. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо.

Тема 5. Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области, гербы городов Воронежской области, флаги.

Тема 6. Обобщающее занятие по разделу «Введение в краеведение».

2. Знакомство с Воронежской областью (2 часа).

Тема 7. Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

Тема 8. История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.

3. Геологическая история и строение территории Воронежской области (5 часов).

Тема 9. Геологическая история Земли. Как формировалась Земля, древнейшие организмы на Земле, флора и фауна палеозоя, флора и фауна мезозоя и кайнозоя.

Тема 10. Геологическая история Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Тема 11. Геологическое строение Воронежской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Тема 12. Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области, добыча полезных ископаемых и охрана природы.

Тема 13. Обобщающее занятие по разделу «Геологическая история и строение территории Воронежской области».

4. Рельеф Воронежской области (6 часов).

Тема 14. Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.

Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.

Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.

Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Тема 18. Характеристика рельефа своего района (города).

Тема 19. Обобщающее занятие по разделу «Рельеф Воронежской области».

5. Климат Воронежской области (7 часов).

Тема 20. Погода и климат. Что такое погода, климат.

Тема 21. От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.

Тема 22. Климат Воронежской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

Тема 23. Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Воронежской области.

Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Тема 25. Климат своего района.

Тема 26. Обобщающее занятие по разделу «Климат Воронежской области».

6. Внутренние воды Воронежской области (8 часов).

Тема 27. Реки Воронежской области. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек.

Тема 28. Моя река.

Тема 29. Озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота.

Тема 30. Искусственные водоёмы Воронежской области. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Тема 31. Подземные воды Воронежской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод.

Тема 32. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Тема 33. Поверхностные и подземные воды своего района (города).

Тема 34. Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области».

7. Обобщающее занятие (1 час)

Тема 35. Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение» в 6 классе.

 

 

7 класс.

1. Вводное занятие (1 час)

Тема 1. Географическое краеведение Воронежской области. Повторение за курс 6 класса

2. Почвы Воронежской области (6 часов).

Тема 2. Формирование почв. Почва, факторы почвообразования.

Тема 3. Свойства почвы. Из чего состоит почва, плодородие, структура почвы, почвенные горизонты, круговорот веществ при почвообразовании, почва – живая и неживая.

Тема 4. Почвы Воронежской области. Черноземы, другие типы почв Воронежской области.

Тема 5. Экологические проблемы почв. Охрана почв. Экологические проблемы почв, охрана почв

Тема 6. Почвы своей местности.

Тема 7. Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области». Лабораторная работа Почвы Воронежской области

3. Флора и фауна Воронежской области (7 часов).

Тема 8. Лесостепь и степь. Географическая зональность, лесостепи и степи, заселение и освоение лесостепи и степи.

Тема 9. Растительный покров Воронежской области. Растительность Воронежской области, леса, степные растения, водные растения, реликтовые растения.

Тема 10. Животный мир области. Животные: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, членистоногие.

Тема 11. Природные комплексы Воронежской области. Природный комплекс, лесные, степные, водные природные комплексы. ПК сельхозугодий, городов.

Тема 12. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир. Антропогенное воздействие на растительность и животный мир, искусственные лесонасаждения, изменение животного мира области человеком, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Тема 13. Растительность и животный мир своей местности.

Тема 14. Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный мир Воронежской области».

4. Население Воронежской области (5 часов)

Тема 15. Население Воронежской области. Численность населения Воронежской области, естественное движение населения, миграции населения области, половозрастные особенности населения области, плотность населения.

Тема 16. Заселение территории Воронежской области. История заселения Воронежской области, этнический состав современного населения.

Тема 17. Населённые пункты Воронежской области. Городское и сельское население Воронежской области.

Тема 18. Практическая работа «Население своего района».

Тема 19. Обобщающее занятие по теме «Население области».

5. Экономика Воронежской области (7 часов).

Тема 20. Экономика Воронежской области. Понятие экономики (хозяйства), промышленность, сельское хозяйство, другие отрасли хозяйства.

Тема 21. Промышленность Воронежской области. Горнодобывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность Воронежской области.

Тема 22. Сельское хозяйство Воронежской области. Растениеводство и животноводство Воронежской области.

Тема 23. Транспорт, связь, строительство в Воронежской области. Транспорт, связь, строительство и другие отрасли хозяйства Воронежской области.

Тема 24. Образование и культура Воронежской области. Наука, образование, культура (музеи, театры, культурные события) в Воронежской области.

Тема 25. Хозяйство своего района.

Тема 26. Обобщающее занятие по теме «Хозяйство области».

6. Экологические проблемы Воронежской области (4 часа).

Тема 27. Экологические проблемы. Понятие экологии, основное содержание этой науки, антропогенное воздействие на окружающую среду, загрязнение среды, экологические проблемы.

Тема 28. Экологические проблемы Воронежской области. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, образование отходов в Воронежской области.

Тема 29. Охрана природы в области. Борьба с загрязнениями в Воронежской области, создание охраняемых территорий, заповедники Воронежской области

Тема 30. Обобщающее занятие «Экологические проблемы Воронежской области».

7. Достопримечательности Воронежской области (4 часа).

Тема 31. Достопримечательности Воронежской области. Понятие достопримечательности, туризм и его виды, региональный туризм в Воронежской области.

Тема 32 Достопримечательности своего района.

Тема 33. Города Воронежской области. Характеристика крупных городов Воронежской области: Воронеж, Борисоглебск, Россошь, Лиски, Острогожск, Нововоронеж.

Тема 34. Характеристика своего города (района)

8. Обобщающее занятие (1 час)

Тема 35. Повторение по курсу краеведение за 6-7 классы.

 

Календарно-тематическое планирование

6 класс (35 уроков)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1. Введение в краеведение

1

Что изучает краеведение

1

§ 1*

2

Топонимика

1

§ 2

3

Топонимы Воронежской области

1

§ 3

4

Генеалогия

1

§ 4

5

Геральдика

1

§ 5

6

Обобщающее занятие по разделу «Введение в краеведение»

1

2. Знакомство с Воронежской областью

7

Воронежская область

1

§ 6

8

История изучения Воронежской области

1

§ 7

3. Геологическая история и строение территории Воронежской области

9

Геологическая история Земли

1

§ 8

10

Геологическая история Воронежской области

1

§ 9

11

Геологическое строение Воронежской области

1

§ 10

12

Полезные ископаемые Воронежской области

1

§ 11

13

Обобщающее занятие по разделу «Геологическая история и строение территории Воронежской области»

1

4. Рельеф Воронежской области

14

Общие особенности рельефа Воронежской области

1

§ 12

15

Формы рельефа образованные поверхностными водами

1

§ 13

16

Формы рельефа образованные подземными водами

1

§ 14

17

Формы рельефа образованные ледником, ветром, деятельностью человека

1

§ 15

18

Характеристика рельефа своего района (города)

1

19

Обобщающее занятие по разделу «Рельеф Воронежской области»

1

5. Климат Воронежской области

20

Погода и климат

1

§ 16

21

От чего зависит климат Воронежской области

1

§ 17

22

Климат Воронежской области

1

§ 18

23

Сезоны года

1

§ 19

24

Климат и хозяйственная деятельность человека

1

§ 20

25

Климат своего района

1

26

Обобщающее занятие по разделу «Климат Воронежской области»

1

6. Внутренние воды Воронежской области

27

Реки Воронежской области

1

§ 21

28

Моя река

1

29

Озёра и болота Воронежской области

1

§ 22

30

Искусственные водоёмы Воронежской области

1

§ 23

31

Подземные воды Воронежской области

1

§ 24

32

Значение и охрана внутренних вод Воронежской области

1

§ 25

33

Поверхностные и подземные воды своего района (города)

1

34

Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области»

1

35

Обобщающее занятие по курсу «Географическое краеведение» в 6 классе

1

Итого за 6 кл.

35

* Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

7 класс (35 уроков)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1. Вводное занятие

1

Географическое краеведение Воронежской области

1

§ 1**

2. Почвы Воронежской области

2

Формирование почв

1

§ 2

3

Свойства почвы

1

§ 3

4

Почвы Воронежской области

1

§ 4

5

Экологические проблемы почв. Охрана почв

1

§ 5

6

Почвы своей местности

1

7

Обобщающее занятие по теме «Почвы Воронежской области»

1

3. Флора и фауна Воронежской области

8

Лесостепь и степь

1

§ 6

9

Растительный покров Воронежской области

1

§ 7

10

Животный мир области

1

§ 8

11

Природные комплексы Воронежской области

1

§ 9

12

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительность и животный мир

1

§ 10

13

Растительность и животный мир своей местности

1

14

Обобщающее занятие по теме «Растительный покров и животный мир Воронежской области»

1

4. Население Воронежской области

15

Население Воронежской области

1

§ 11

16

Заселение территории Воронежской области

1

§ 12

17

Населённые пункты Воронежской области

1

§ 13

18

Практическая работа «Население своего района»

1

19

Обобщающее занятие по теме «Население области»

1

5. Экономика Воронежской области

20

Экономика Воронежской области

1

§ 14

21

Промышленность Воронежской области

1

§ 15

22

Сельское хозяйство Воронежской области

1

§ 16

23

Транспорт, связь, строительство в Воронежской области

1

§ 17

24

Образование и культура Воронежской области

1

§ 18

25

Хозяйство своего района

1

26

Обобщающее занятие по теме «Хозяйство области»

1

6. Экологические проблемы Воронежской области

27

Экологические проблемы

1

§ 19

28

Экологические проблемы Воронежской области

1

§ 20

29

Охрана природы в области

1

§ 21

30

Обобщающее занятие «Экологические проблемы Воронежской области»

1

7. Достопримечательности Воронежской области

31

Достопримечательности Воронежской области

1

§ 22

32

Достопримечательности своего района

1

33

Города Воронежской области

1

§ 23

34

Характеристика своего города (района)

1

8. Обобщающее занятие

35

Повторение по курсу краеведение за 6-7 классы

1

Итого:

35 ч.

** Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа

Авторская рабочая программа Немыкина А. Я. по «Географическому краеведению Воронежской области»

Учебно-методические пособия для учащихся.

1.     Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2018. – 96 с.

2.     Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 7 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2019. – 96 с.

Рабочие тетради.

1.     Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2020. – 80 с.

2.     Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 7 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2022. – 64 с.

Учебно-методическая поддержка курса.

Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение Воронежской области» – www.край36.рф

Планируемые результаты изучения предмета

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

- основные особенности топонимов Воронежской области, что такое геральдика и генеалогия;

- особенности географического положения области, историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области;

- геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных ископаемых, добываемых здесь;

- виды внутренних вод области, крупнейшие реки;

- особенности климата Воронежской области;

- главные виды почв, встречающихся в области;

- особенности фауны и флоры;

- особенности современного населения области и его формирования;

- главные черты экономики Воронежской области;

- экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;

- крупные города и основные достопримечательности области.

Уметь:

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением области, особенностями ее хозяйства.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами.