Статья «Краеведение» из Большой советской энциклопедии в 30 томах. 1969-1978 гг.
КРАЕВЕДЕНИЕ, всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для к-рого эта территория считается родным краем. К.- комплекс естеств. и обществ. исследований. К. изучает природу, население, х-во, историю и культуру родного края. Комплексное К. изучает все эти вопросы во взаимосвязи, отраслевое К. - отд. разделы: гео-графич. К., историч. К., этнографич. К., топонимич. К. Развивается К., связанное с задачами охраны природы, памятников культуры и др. Осн. метод К.- сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых и др. данных, способствующих расширению знаний о крае, его хоз. и культурном развитии. К. имеет огромное обществ.-политич. и культ.-просвет, значение; велика его роль в учебно-воспитат. процессе.
Самодеятельное обществ. движение краеведов зародилось ещё в дореволюц. России. Большую роль в развитии добровольного обществ. К. сыграли Вольное экономич. об-во (с 1765) и особенно Русское географич. об-во (с 1845). Известны крупные краеведч. исследования, напр. Крайнего Севера, Сибири, Кавказа, связанные с деятельностью этих и др. науч. обществ.
После Великой Окт. Социалистич. революции К. стало массовым, объединив большие науч. и культурные силы. Советское К. получило целенаправленный характер, обусловленный едиными задачами общества в коммунистич. строительстве. В период своего становления советское К., напр., проявило себя в организации массовых походов по изучению природных богатств для использования их в х-ве края; в период Великой Отечеств. войны 1941-45 краеведы выявляли местные ресурсы для нужд обороны. В послевоен. период массовым стало школьное К. (музеи, комнаты боевой и трудовой славы, кружки и отряды «Красных следопытов»). Определённым вкладом в К. являются походы молодёжи по местам боевой и трудовой славы сов. народа. Школьное К. – наиболее массовая форма краеведч. работы, преследующая, помимо общекраеведч. задач, цели учебно-воспитат. характера.
В совр. краеведч. исследованиях в СССР наибольшее место занимают: изучение и охрана природы края, выявление его природных ресурсов; изучение истории (в т. ч. революц. движения, Гражд. и Великой Отечеств. войн), культуры края, изучение и охрана местных памятников культуры и старины, изучение нар. творчества, хоз. достижений, опыта передовиков произ-ва, пропаганда знаний о своём крае, обобщение науч. информации, сосредоточение библиографич. данных, фототек, организация выставок, краеведч. кабинетов, лекториев, экскурсий, небольших исследовательских экспедиций, музеев.
Значит. роль в развитии К. принадлежит краеведческим музеям. Они сосредоточивают, обрабатывают, хранят и пропагандируют материал, собранный краеведами, и выполняют функции науч-но-методич. центров.
Обществ. К. в первые годы Сов. власти возглавлялось Центр. бюро К. Ныне коллективы краеведов объединяются, напр., в краеведч. комиссии при филиалах и отделах Географич. об-ва СССР и обществ союзных республик. Имеется секция краеведения в Педагогическом об-ве РСФСР. Часть краеведов объединена в различных кружках, секциях, обществах и комиссиях при нек-рых культ.-просвет. учреждениях (краеведческих музеях, домах культуры, домах пионеров и т. п.).
Краеведч. работу проводят туристы, нередко выполняя задания хоз. и науч. организаций. Краеведч. работе способствуют местные библиотеки и издательства, выпускающие краеведч. лит-ру и карты, а также методич, и библиографич. пособия по К. (см. Краеведческая библиография ).
Для обеспечения теоретич. и практич. знаниями кадров, деятельность к-рых связана с К., в учебные планы нек-рых вузов (факультетов) введены спец. курсы: в ин-тах культуры – курс краеведч. библиографии, в пед. ин-тах – практикум по К. В системе нар. ун-тов созданы спец. ун-ты и факультеты К. На факультетах обществ. профессий вузов имеется специальность К.
К. в социалистич. странах Европы (krajoznawstwo в Польше, vlastiveda в Чехословакии, краезнание в Болгарии, Heimatkunde в ГДР) – общественное движение, направленное на познание родного края и развивающееся в связи с требованиями школы. Напр., в Чехословакии курс К. служит введением в изучение географии и истории; на основе не-посредств. наблюдений местных объектов строится географич. образование в Болгарии и Польше.
В ряде капиталистич. стран К. рассматривается как одно из условий обучения в школах. В Великобритании, напр., изучение курса «местной географии» (Local Geography) в школе проводится на протяжении всего курса географии.
Лит.: Лярский П. А., Пособие по краеведению, Минск, 1966; Строев К. Ф., Краеведение, М., 1967.
К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов.