Немыкин, А. Я. Изучение раздела «Внутренние воды» в курсе географического краеведения Воронежской области / А. Я. Немыкин, О. А. Крутских // Эколого-географические исследования в речных бассейнах: материалы IV всероссийской научно-практической конференции. — ВГПУ, 2014. — С. 221-225.
В 2012 году департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области было рекомендовано использовать учебные часы регионального компонента в 6-7 классах для изучения географического краеведения области. В рамках «Географического краеведения» должна изучаться информация о «рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне, населении и промышленности Воронежской области». Таким образом, в течение 6-7 классов учащиеся должны получить комплексное представление о географии своего региона. На курс отводится по 35 часов в год.
В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного процесса.
Изучение внутренних вод Воронежской области – важная часть структуры курса «Географическое краеведение». Рассматривать этот раздел следует после изучения соответствующих тем в курсе географии. Это позволит избежать ненужного дублирования материала и кроме того позволит конкретизировать на уроках краеведения общие понятия изученные на уроках географии. Этот раздел рекомендуется изучать в 6 классе.
Всего на изучение раздела «Внутренние воды Воронежской области» рекомендуется отвести 8 уроков.
- Реки Воронежской области.
- Моя река.
- Озёра и болота Воронежской области.
- Искусственные водоёмы Воронежской области.
- Подземные воды Воронежской области.
- Значение и охрана внутренних вод Воронежской области.
- Поверхностные и подземные воды своего района (города).
- Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области».
Тема 1. «Реки Воронежской области». Здесь приводятся основные сведения о реках Воронежской области: Дон, Воронеж, Битюг, Хопёр. Сообщаются сведения об их истоках и устьях, особенностях течения, режима и т.д. Во время урока учащиеся должны найти эти реки и их притоки на картах, определить местоположение их истоков и устьев. Целесообразно использовать контурную карту, подписав на ней названия крупных рек области. Также предусматривается выполнение двух графических работ: построение гидрографической схемы и круговой диаграммы «Источники питания рек области».
На уроке целесообразно повторить понятия, изученные в курсе географии: река, речной бассейн, водосбор, исток, устье, речная долина, русло, подземный и поверхностный сток, источники питание рек, режим стока, паводок, половодье, межень, ледостав.
Большинство школьников области бывали на этих, а также и на других реках области, поэтому можно предложить им рассказать об этом, поделиться впечатлениями.
Тема 2. «Моя река». Практически все населённые пункты Воронежской области расположены у рек, поэтому изучение «своей» реки возможно практически во всех школах области. Эта тема вызывает особый интерес, так как близка школьникам, а предмет изучения известен всем им. На уроке рекомендуется выполнить практическую работу по характеристике реки по следующему плану:
- Название реки.
- Длина.
- Площадь бассейна.
- Местоположение истока и устья.
- Основные правые и левые притоки.
- В каком направлении течёт.
- Характеристика русла (глубина, скорость течения, физические и химические свойства воды).
- Источники питания реки.
- Режим реки (когда разливается, мелеет, замерзает и оттаивает, бывает ли половодье, паводок).
- Через какие крупные населённые пункты протекает река?
- Организмы, обитающие в реке (животные, растения).
- Как река изменилась за последние десятилетия (опрос местных жителей)?
Оптимальным при изучении темы является предварительный сбор материалов на специальной экскурсии с последующей их обработкой на уроке. Также стоит предварительно провести опрос местных жителей (п. 12 и другие плана). Часть информации можно получить с карт и из книг А.Г. Курдова «Реки Воронежской области» и «Водные ресурсы Воронежской области: формирование, антропогенное воздействие, охрана и расчеты.
Тема 3. «Озёра и болота Воронежской области». Хотя в нашей области довольно много озёр и болот их общая площадь невелика. Это тема не является главной в разделе. Наибольшее внимание стоит уделить изучению чаще всего встречающихся в области озёр-стариц, их происхождению, отличиям от речного русла, постепенной трансформации. Для урока можно использовать аэрокосмические снимки озёр различных типов, для выявления различий между ними. Если озёра и болота имеются в окрестностях населённого пункта, то можно дополнительно побеседовать о них. Составить их описание.
Тема 4. «Искусственные водоёмы Воронежской области». Искусственные пруды и водохранилища – одна из визитных карточек нашего региона. Их начали строить с конца XIX века, в т.ч. под руководством В.В. Докучаева. Для урока целесообразно использовать топографическую карту области, сравнивая наличие прудов в разных частях области.
Ближайший к населённому пункту искусственный водоём можно охарактеризовать по предложенному плану.
- Название.
- Местоположение, принадлежность к бассейну реки.
- Высота над уровнем моря (определяется по топографической карте).
- Реки и ручьи, вытекающие и впадающие в водоём.
- Время постройки.
- Размеры водоёма (длина, ширина, площадь зеркала, глубина).
- Описание плотины.
- Назначение водоёма (выполняемые функции).
- Экологическое состояние воды.
Если имеется такая возможность, то стоит организовать водомерный пост на ближайшем искусственном или естественном водоёме.
Тема 5. «Подземные воды Воронежской области». Тема подземные воды чрезвычайно актуальна, т.к. именно подземные воды используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения. На уроке следует вспомнить вопросы происхождения подземных вод, и классификацию, виды. Эта информация дополняется сведениями о местных водоносных горизонтах и подземных водах.
Также внимание следует уделить минеральным водам. Во внеурочное время можно провести силами учащихся небольшое исследование, выяснив какие виды минеральных вод, продаются в магазинах их населённого пункта.
Тема 6. «Значение и охрана внутренних вод Воронежской области». В результате постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую среду ухудшается качество природных вод. Не избежал этой проблемы и наш регион. В теме целесообразно подчеркнуть ключевое значение природных вод для жизни населения, работы промышленных предприятий и сельского хозяйства. Необходимость их охраны. Целесообразно попросить детей вспомнить, в каком состоянии находятся реки, озёра, водохранилища области. Стоит попытаться выделить основные экологические проблемы природных вод. В рамках занятия можно начать разработку школьного проекта экологического содержания по охране вод, выполняемого во внеурочное время.
Тема 7. «Поверхностные и подземные воды своего района (города)». Занятие тесно связано со 2-й темой раздела. Его специфика состоит в том, дополнительно к изучению местной реки школьники рассматривают и другие реки своего муниципального района. Выясняют, какие поверхностные водоёмы присутствуют на их территории. Изучают основные горизонты подземных вод. На уроке целесообразно провести практическую работу по изучению свойств местных подземных вод, предварительно отобранных учащимися из колодцев и скважин.
Тема 8. «Обобщающее занятие по разделу «Внутренние воды Воронежской области». Этот урок целесообразно провести или в виде контрольной работы по разделу, предварительно подготовив вопросы и задания. Второй вариант урока предусматривает подготовку учащимися сообщений о внутренних водах нашей области.
Раздел «Подземные воды» завершает курс географического краеведения в 6 классе, то есть изучается в апреле-мае. Это благоприятствует проведению учебных экскурсий со школьниками, сбору краеведческих материалов. Можно начать работы по изучению и охране местных вод, расчистке источников и русел ручьёв. Провести разъяснительные кампании среди местного населения.