Немыкин А.Я. О структуре раздела «Рельеф Воронежской области» в курсе «Географическое краеведение Воронежской области» / А.Я. Немыкин // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж, 2016. — С. 224-225.
Рельеф – один из важнейших компонентов природных комплексов. Его изучение в школьном курсе географии в основном происходит в 5-6 классах, а в дальнейшем, в региональных курсах физической географии.
Курс «Географическое краеведение», который должен дополнить курс географии в 6 и 7 классах содержит достаточно разнообразную информацию о рельефе. В географическом краеведении рассматриваются особенности рельефа территории Воронежской области. Кроме того, внимание дополнительно уделяется изучению ряда геоморфологических вопросов, актуальных для нашего региона, но подробно в федеральных учебниках не рассматривавшихся.
На изучение рельефа отводится 6 занятий с 14 по 19 [3], одно из которых посвящается повторению пройденного материала. Основное содержание раздела рельеф изложено в соответствующем учебно-методическом пособии по географическому краеведению [2].
Темы раздела «Рельеф Воронежской области»:
Тема 14. Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.
Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.
Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.
Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.
Тема 18. Характеристика рельефа своего района (города).
Тема 19. Обобщающее занятие по разделу «Рельеф Воронежской области».
В целом при изучении раздела «Рельеф…» упор делается на изучение рельефа созданного внешними силами (морфоскульптурного), формы которого учащиеся могут наблюдать самостоятельно.
На первом уроке школьники повторяют материал о процессе рельефообразования, о его движущих силах, направлениях движения. Рассматривают общие особенности рельефа Воронежской области: изменение высот в ее пределах, крупнейшие формы рельефа (Окско-Донскую низменность, Среднерусскую и Калачскую возвышенности). Анализируют эндогенные силы рельефообразования, действующие на нашей территории.
На втором уроке анализируются особенности рельефа созданного поверхностными водами – временными и постоянными водотоками (овраги, балки, речные долины). Этот материал актуален для нашего региона, так как большая часть морфоскульптур области относится именно к флювиальным.
Особенности работы подземных вод анализируются на третьем уроке. Изучаются понятия карста, суффозии, оползневого рельефа. Эти вопросы в курсе географии обычно изучаются поверхностно, но на нашей территории такие формы рельефа являются достаточно распространёнными.
Формы рельефа созданные внешними силами, характерные для области, но не рассмотренные на предыдущих уроках изучаются на четвёртом. Это рельеф созданный ветром, древним оледенением, животными, хозяйственной деятельностью человека. За исключением антропогенных, это скорее редкие для нашего региона формы.
Пятый урок посвящен изучению рельефа своего района (города, окрестностей населённого пункта). Опираясь на собственные наблюдения, на данные карт атласа по географии Воронежской области [1], на другие краеведческие издания, учащиеся должны составить описание местного рельефа. Справочную информацию на эту тему может подготовить учитель, или самостоятельно, или с помощью учащихся.
Последнее занятие посвящено повторению ранее изученного материала. Здесь можно предложить учащимся подготовить сообщения о наиболее интересных особенностях рельефа области, процессах и факторах рельефообразования. Или же можно провести проверочную работу.
Учебно-методическое пособие дополняет рабочая тетрадь [4], содержащая 36 разнотипных заданий. Имеются задания с ответом на вопросы, выбор верного варианта, дополнение схемы, заполнение таблиц, дополнение определений и пр. Важно чтобы при их выполнении учащиеся руководствовались не только текстом пособий, но и личными наблюдениями.
Изучение рельефа области должно помочь учащимся лучше усвоить тему «Рельеф» курса географии, повторить основные определения и понятия. Информация о возможности хозяйственной деятельности на различных формах рельефа и о борьбе с негативными для неё рельефообразующими процессами имеет большое практическое значение.
Библиографический список
- Атлас Воронежской области. – Воронеж, 1994. – 48 с.
- Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. 2-е изд., испр. и доп. / А. Я. Немыкин. – Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2015. – 96 с.
- Немыкин А. Я. Примерная рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных учреждений) / А.Я. Немыкин. [Электронный ресурс] // Край Воронежский. URL http://край36.рф/index.php/rabochaya-programma/81-uchebniki/82-programma-kraevedenie (дата обращения 15.09.2016).
- Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс. 2-е изд., испр. и доп. / А. Я. Немыкин. – Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2015. – 80 с.