Немыкин А.Я. О структуре раздела «Климат Воронежской области» в курсе «Географическое краеведение Воронежской области» / А.Я. Немыкин // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж, 2018. — С. 154-155.
 
Климат – один из важнейших компонентов природных комплексов. Его изучение в школьном курсе географии осуществляется практически на каждом году обучения, и в начальном курсе географии, и в региональных курсах. 
Курс «Географическое краеведение», который дополняет в ряде школ Воронежской области курс географии в 6 и 7 классах содержит достаточно разнообразную информацию о климате. В географическом краеведении рассматриваются особенности климата территории Воронежской области. Кроме того, внимание дополнительно уделяется изучению ряда актуальных для нашего региона вопросов метеорологии и климатологии.
На изучение рельефа отводится 7 занятий с 20 по 26 [3], одно из которых, обобщающее занятие. Основное содержание раздела «Климат» изложено в соответствующем учебно-методическом пособии по географическому краеведению [2].
Темы раздела «Климат Воронежской области»:
Тема 20. Погода и климат. Что такое погода, климат.
Тема 21. От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы.
Тема 22. Климат Воронежской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра
Тема 23. Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Воронежской области.
Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов
Тема 25. Климат своего района.
Тема 26. Обобщающее занятие по разделу «Климат Воронежской области».
В целом при изучении раздела «Климат…» упор делается не только на изучение общих метеорологических и климатических закономерностей, но и на погодные явления, стихийные бедствия и т.п., которые учащиеся могут наблюдать самостоятельно.
На первом уроке школьники повторяют материал о «погоде и климате». Знакомятся с историей метеонаблюдений в области. Учатся самостоятельно предсказывать погоду по народным приметам.
На втором уроке анализируются особенности факторов климатообразования. Оценивается влияние на климат географического положения местности, ее рельефа, удаленности от океанов и морей, циркуляции атмосферы, хозяйственной деятельности человека. Описание факторов снабжено конкретными примерами из географии Воронежской области. Проанализировано проявление этих факторов на климат нашей территории.
Третий урок посвящен рассмотрению хода метеоэлементов на территории области (поступление солнечной радиации, температуры воздуха, выпадение осадков, ветры). Предусмотрен анализ климатограмм некоторых метеостанций нашей местности.
На четвертом уроке анализируются особенности протекания сезонов года на территории области, а на пятом – влияние климатических закономерностей на хозяйственную деятельность человека, перспективы использования климатических ресурсов.
Последние занятия могут быть посвящены изучению климата своего района (населенного пункта). Анализ целесообразно проводить по картам атласа по географии Воронежской области. Также можно заняться повторением ранее изученного материала. Здесь можно предложить учащимся подготовить сообщения о наиболее интересных особенностях климата области, процессах и факторах климатообразования. Или же можно провести проверочную работу.
Учебно-методическое пособие дополняет рабочая тетрадь, содержащая 34 разнотипных задания [4]. Имеются задания с ответом на вопросы, выбор верного варианта, заполнение таблиц, дополнение определений, составление климатограммы, розы ветров, заполнение контурной карты и пр. Важно чтобы при их выполнении учащиеся руководствовались не только текстом различных пособий, но и личными наблюдениями.
Изучение климата области должно помочь учащимся лучше усвоить тему «Климат» курса географии, повторить основные определения и понятия. Информация о влиянии климата на хозяйственную деятельность человека, перспективах использований климатических ресурсов, может иметь большое практическое значение.
 
Библиографический список
1. Атлас Воронежской области. – Воронеж, 1994. – 48 с.
2. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. 3-е изд., испр. / А. Я. Немыкин. – Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2016. – 96 с.
3. Немыкин А. Я. Примерная рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных учреждений) / А.Я. Немыкин. [Электронный ресурс] // Край Воронежский. URL http://край36.рф/index.php/rabochaya-programma/81-uchebniki/82-programma-kraevedenie (дата обращения 15.09.2016).
4. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс. 2-е изд., испр. / А. Я. Немыкин. – Воронеж : Изд-во ВГПУ, 2016. – 80 с.