Краеведение

Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озёра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.

Разделы краеведения. Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение – происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В вéдении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.


Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии. Краеведение изучает географические особенности территории: ее климат, рельеф, реки, озёра и болота, флору и фауну. Оно знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время. Эта наука исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность. Краеведение подробно рассматривает хозяйственную деятельность человека, экологические проблемы.

Краеведческие знания. Каким же образом можно собирать сведения о своей местности? Для этого изучают письменные источники о крае – книги, газеты, письма, дневники. Исследуют местность по различным картам.

1 1ris

Воронеж, ул. Новомосковская, конец XIX в.

Краеведению помогает статистика, занимающаяся сбором и анализом числовых количественных или качественных данных. Например, статистика нужна для уточнения сведений о населении области, его численности и плотности. Другой пример: для описания местного климата анализируются сведения о температуре воздуха, количестве осадков.

Широко используется метод полевых исследований, который состоит в изучении и описании природных объектов и явлений на местности. Для этого отбирают пробы почвы, горных пород, собирают гербарии.
Многие факты краеведению дают непосредственные наблюдения, зарисовка, фотографирование изучаемых объектов и явлений. Широко применяется метод анкетирования или опроса местных жителей.

История краеведения. Интерес к своему краю не случаен. Издревле человеку требовалась информация о своей местности. Первоначально для охоты и собирательства. Позднее для сельского хозяйства, для размещения поселений и укреплений, строительства дорог, мостов и для других целей. Узнавая территорию, человек обустраивал на ней свою жизнь и закреплял эту землю за собой. Это нередко сопровождалось борьбой за право жить на этой территории. Гибель сородичей усиливала ценностное отношение к своей земле. С определенного времени с ней были связаны и могилы предков, и жизнь будущих поколений. Накапливались исторические и географические сведения, которые изначально все являлись краеведческими.

В школьном европейском образовании первые основы краеведения заложил выдающийся чешский педагог XVII в. Ян Амос Комéнский (1592-1670). Он писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

В России краеведение как наука получило развитие в XVIII в. Первые исследования проводились по указанию Петра I. Так, в город Костёнск (ныне это село Костёнки Хохольского района Воронежской области) для поиска костей мамонта царём был отправлен солдат Преображенского полка Филимон Катасонов. Пётр I предполагал, что эти кости – останки боевых слонов армии Александра Македонского.
В 1760 году Михаил Васильевич Ломонóсов (1711-1765) составил первую «Академическую анкету». Она включала 30 вопросов по истории и геологии и была разослана по всей России. На её основе были собраны многие сведения и о нашем крае.

С конца XVIII в. в России появляются первые краеведческие книги. Большую роль в изучении нашей страны сыграли «Вольное экономическое общество» (с 1765 г.) и «Русское географическое общество» (с 1845 г.), в работе которых в разное время принимали участие известные учёные, писатели, журналисты и путешественники.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года интерес к краеведению усиливается. Растёт число краеведческих организаций. Повсеместно появляются краеведческие музеи, в том числе школьные. Организуются массовые краеведческие походы, экспедиции. С 1932 г. элементы краеведения вводятся в школьные учебные программы, где и присутствуют по сей день. Позднее оно преподаётся в школах как отдельная дисциплина. К краеведческой работе подключаются Дома пионеров, библиотеки, Дома культуры. Во многих регионах регулярно проходят краеведческие конференции.

С 1990 г. в нашей стране существует Союз краеведов России. В наши дни только в Воронежской области существует 270 школьных музеев, в основном исторического профиля.

Разделы краеведения. Краеведение использует информацию естественных и гуманитарных наук – биологии, экологии, истории, геологии, литературы. Естественные науки знакомят нас с природой и происходящими в ней процессами, гуманитарные науки рассказывают о людях, их духовной, умственной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Географическое краеведение изучает природу, население и хозяйство региона. Экономическое краеведение подробно рассматривает социально-экономические особенности территории. Экологическое краеведение исследует экологические проблемы родного края. Историческое краеведение изучает историю своей местности. Топонимическое краеведение – происхождение географических названий. Этнографическое краеведение занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения. В ведении искусствоведческого краеведения находится архитектура, литература, живопись, декоративно-прикладное искусство. Литературное краеведение рассматривает жизнь и творчество местных поэтов и писателей, изучает произведения о своём крае.

Как мы видим, краеведение включает знания из разных наук. Все они относятся к небольшой территории.

Немыкин А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс: учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – 3-е изд., испр. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2018. – 96 с.


 

История воронежского краеведения. Первым учёным-краеведом Воронежского края считается Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767–1837). Будучи сыном воронежского священника, он получил блестящее духовное образование. Преподавал в Воронежской духовной семинарии, затем стал её ректором. В 1799 г. Болховитинов принял монашество и в дальнейшем он занимал высокие церковные должности. С 1822 г. – митрополит Киевский и Галицкий.

7 18

Е. А. Болховитинов.

Болховитинов, автор многочисленных литературных трудов, был человеком глубокого, незаурядного ума. Его обаяние и интеллект объединяли талантливых людей. Кружок Болховитинова, образовавшийся во время его пребывания в Воронеже, немало сделал для развития просвещения в нашем городе. Так, при содействии кружковцев была открыта губернская типография, в которой в 1800-м году вышел в свет краеведческий труд Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». Из книги читатель мог получить представление о жизни, быте, особенностях хозяйства воронежцев с дней основания города. Особое внимание исследователь уделяет церковной истории Воронежского края, а также строительству флота при Петре I.

В 50-х гг. XIX в. в Воронеже сложился литературный и историко-этнографический кружок, главой которого был признан Николай Иванович Второв (1818–1865) – чиновник министерства внутренних дел, советник Воронежского губернского правления. Второв как археограф работал с документами разного времени. Он собрал большое количество статистических данных по истории Воронежской губернии. Так, им были обнаружены и опубликованы документы о жизни Воронежа в XVII–XVIII вв. В одной из своих печатных работ Второв даёт описание промышленного развития края.

1 vtorov

Н. И. Второв.

Деятельность второвского кружка привлекла к краеведческой работе многих любителей истории родного края. В нём принимали участие преподаватели Кадетского корпуса, офицеры, чиновники, местные купцы. С кружковцами тесно сотрудничал воронежский поэт Иван Саввич Никитин. Совместно с несколькими участниками кружка Н. И. Второв составил альбом типов крестьянских костюмов нашей местности, за что удостоился золотой медали Русского географического общества (1859).

Среди участников кружка выделяется Михаил Фёдорович Де-Пуле (1822–1885) – выдающийся педагог и публицист, автор биографических очерков о жизни и творчестве И. С. Никитина и статей о А. В. Кольцове.
Известные краеведы XIX в. – это М. А. Веневитинов (племянник нашего земляка-поэта), С. Е. Зверев, Е. Л. Марков, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий.

1 de pyle

М. Ф. Де-Пуле.

После Октябрьской революции 1917 г. краеведение получило государственную поддержку. Изучение родного края становится одним из направлений культурно-просветительской политики страны.
В 1924 г. в Воронеже было организовано краеведческое общество. Подобные организации возникали тогда в нашей стране повсеместно. Сначала в Воронежское краеведческое общество вступили преподаватели вузов и музейные работники. В дальнейшем предполагалось создание так называемых «низовых» краеведческих ячеек на предприятиях и в сельской местности. Одно время речь шла о создании в ВГУ кафедры краеведения.

Участники краеведческого общества активно собирали информацию об истории, культуре, природе родной земли. Регулярно проводили краеведческие конференции. На издание краеведческой литературы губисполком выделял крупные суммы денег. До 1927 г. выходили «Известия Воронежского краеведческого общества», печатались «Воронежский краеведческий сборник», различные статьи и брошюры.
В Воронежском краеведческом обществе 20-х гг. состояли учёные-краеведы С. Н. Введенский, Т. М. Олейников, А.М. Путинцев, М. Н. Крашенинников, А. Н. Аверин.

К сожалению, не обошлось без вмешательства политики в работу учёных. В 1930-м году было организовано так называемое «дело краеведов». В адрес большого количества членов краеведческих обществ городов Центрального Черноземья были выдвинуты обвинения в антисоветской деятельности. Объяснялось это тем, что большинство учёных-краеведов занимали высокое социальное положение в царской России или относились к церковным деятелям. Сомнения в благонадёжности учёных по отношению к новой власти были связаны и с тем, что многие из них выступали за сохранение памятников и традиций, возникших ещё в императорской России. По сути, это был сфабрикованный судебный процесс, направленный против интеллигенции «старого режима». В итоге, пятеро были приговорены к расстрелу, 86 человек осуждены на ссылку и исправительные работы. Впоследствии многих оправдали и освободили досрочно, однако люди были морально сломлены и не смогли вернуться к научной деятельности.

Краеведческое движение на время сильно ослабло. Теперь задачей краеведения стал сбор материалов для планирования хозяйственной и культурной деятельности. В связи с этим Воронежское краеведческое общество было переименовано в «Общество по изучению местного края в целях социалистического переустройства страны».

В послевоенные годы и позднее в сфере исторического краеведения работало немало талантливых, заинтересованных учёных, продолживших краеведческое дело. В их числе Г. Т. Гришин, В. П. Загоровский, О. Г. Ласунский, А. Н. Акиньшин, В. И. Панова. Все они являются авторами исследований по истории, культуре, экономике нашей области. Так, крупным историком Воронежской области, автором ряда книг и учебников по краеведению является Владимир Павлович Загоровский, именем которого названа одна из улиц Воронежа. Он проделал большую работу по исследованию архивов. В числе его заслуг множество открытий, связанных с историей Воронежа. Загоровский составил подробнейшую историческаю хронику событий нашего города.

1 zagorovsky

В. П. Загоровский.

С 90-х годов, в постсоветский период, историческое краеведение получило новый импульс в развитии: были обнародованы многие ранее закрытые архивные документы. Появились исследования на темы, непопулярные в советское время, – по истории православия, о дворянской культуре, казачестве. В то же время кризис этих лет сказался общим снижением интереса к образованию и науке и, в частности, к краеведению. Сейчас тенденция меняется.

Интерес к истории родного края всегда будет оставаться высоким. Многие вопросы пока ещ¸ не выяснены. Воронежская земля ждёт своих будущих летописцев и первооткрывателей.

Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – 3-е изд., испр. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 176 с.

 


Материалы к разделу "Краеведение"

  1. Статья "Краеведение" из Большой советской энциклопедии.
  2. Немыкин А.Я. О структуре раздела «Климат Воронежской области» в курсе «Географическое краеведение Воронежской области» / А.Я. Немыкин // Территориальная организация общества и управление в регионах: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж, 2018. — С. 154-155.
  3. Немыкин А.Я. О структуре раздела «Рельеф Воронежской области» в курсе «Географическое краеведение Воронежской области» / А.Я. Немыкин // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным учаcтием. — Воронеж, 2016. — С. 224-225.
  4. Немыкин, А.Я. Изучение раздела «Внутренние воды» в курсе географического краеведения Воронежской области / А. Я. Немыкин, О. А. Крутских // Эколого-географические исследования в речных бассейнах: материалы IV всероссийской научно-практической конференции. — ВГПУ, 2014. — С. 221-225.
  5. Немыкин А.Я. К вопросу о структуре программы курса «Географическое краеведение» в школах Воронежской области.
  6. Немыкин А.Я. К вопросу о структуре рабочей программы курса «Историческое краеведение Воронежской области» / А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина // Территориальная организация общества и управление в регионах : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж, 2016. — С. 220-223.

 


 Полезные ссылки:

  1. Союз краеведов России
  2. Воронежские краеведы

Краткие биографии лиц, упомянутых в статье

Александр Македонский, Александр Великий (июль 356 до н. э., Пелла, – 13.6.323 до н. э., Вавилон), царь Македонии с 336, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя Филиппа II. Воспитателем Александра Македонского с 343 был философ Аристотель, военную подготовку он прошёл под руководством отца. Впервые проявил мужество и военное дарование в 338 в битве при Херонее (которой завершилось завоевание Греции Македонией). Весной 334 греко-македонская армия переправилась через Геллеспонт (современные Дарданеллы) в Малую Азию, начав войну с Персией. В ряде сражений персидское войско было разбито, а царь Персии Дарий III бежал. Зимой 332-331 армия Александра Македонского заняла Египет. Отсюда армия направилась в Месопотамию, где 1 окт. 331 около Гавгамел нанесла решающее поражение персидским войскам, по численности значительно превосходившим македонские. Дарий III снова бежал и в 330 был убит одним из своих сатрапов. А. М. занял столицы персидских царей Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток, Александр Македонский в 330 занял центральную часть Иранского нагорья, а в 329 вторгся в Среднюю Азию. Для закрепления своего господства Александр Македонский особенно интенсивно стал основывать города-крепости с сильными гарнизонами, получившие название Александрии (всего их было основано, по преданию, около 70). Весной 327 А. М., воспользовавшись междоусобицей властителя Индии Пора и владетеля г. Таксилы, предпринял поход в Западную Индию (Пенджаб). На р. Гидаспе (приток Инда) он с трудом одержал победу над войском Пора (в составе войска было 200 боевых слонов, с которыми македоняне встретились впервые). Александр Македонский намеревался продолжать поход в долину р. Ганга, но встретил открытое сопротивление своего войска, утомлённого походами и изнурённого болезнями; сказывалось также и то, что большинство воинов было навербовано из завоёванных областей. В 326 г. до н.э. войско вернулось в Вавилон, который стал столицей государства. В разгар приготовлений к новым походам Александр Македонский умер. Огромная держава, созданная в результате завоеваний А. М., простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством древнего мира. Однако лишённая прочной внутренней связи, она распалась после смерти своего создателя. На её территории возник ряд эллинистических государств
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)

 Катасонов Филимон Яковлевич (около 1674 – после 1734) – солдат, затем бомбардир Преображенского полка, исследователь Воронежского края в конце XVII в. Первый воронежский «археолог». В апреле 1696 г. был послан Петром I из Воронежа в городок Костенек для « сделать раскопку больших костей». Раскопки Катасонов предпринял по личному поручению Петра I. Привез Петру I целую коллекцию огромных костей. Перт I высказал предположение, что кости – остатки слонов армии Александра Македонского.
Исследования Катасонова положили начало изучению Костёнок – уникального историко-археологического памятника верхнего палеолита в Воронежской области. Документы о деятельности Катасонова в городке Костёнске сохранились в Центральном государственном архиве древних актов. Катасонов оставил военную службу из-за ранения. С 1702 г. служил подьячим, а в 1706-1734 гг. надсмотрщиком крепостных дел (нотариусом) в Борисоглебске.

Коменский Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия, – 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, обществ, деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения – Т. Кампанеллы, X. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1533-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания – «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668). Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.
(по Большой Советской Энциклопедии, 1978 г.)

Ломоносов Михаил Васильевич (8 ноября 1711 – 4 апреля 1765) – русский ученый-энциклопедист, поэт, заложивший основы соврем, русского литературного языка, поборник отечественного просвещения.
Ломоносов родился в деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельская губерния) в семье крестьянина-помора. В декабре 1730 он ушёл пешком в Москву учиться. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык
В начале 1736 М.В. Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской АН, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете под руководством немецкого учёного X. Вольфа.
В Марбурге по собственной инициативе Ломоносов изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело.
В 1741 М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской АН. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повел непримиримую борьбу за развитие русской науки и культуры, против «неприятелей наук российских».
Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельностью. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на 3 периода: в первый период – до создания им (после преодоления больших трудностей) химической лаборатории (1748), Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносова была намечена широкая программа физико-химических исследований. Им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении вещества.
В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылавшихся в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук).
В 1750-х гг. Ломоносов работал над большим сочинением по истории России, закончил создание научной грамматики русского языка, выполнил свои лучшие мозаичные картины.
Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет (МГУ им. М.В. Ломоносова).
В 1757 Ломоносов был назначен советником канцелярии АН, а в 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при АН. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя намеченный им ранее широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка, создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное, значение (по Биографическому словарю деятелей естествознания и техники. Т. 1, 1958). Весь материал о М.В. Ломоносове.

Пётр I Алексеевич, Пётр Великий (30.05.1672, Москва – 28.01.1725, Санкт-Петербург), российски царь с 1682 (до 1696 царствовал вместе с братом Иваном V), с 1721 император. Сын царя Алексея Михайловича. В 1697-98 Пётр I в составе «Великого посольства» посетил Западную Европу под именем урядника Петра Михайлова. В 1700 начал Северную войну против Швеции (крупные победы – Полтавская битва 1709, морское сражения при Гангуте 1714, Гренгаме 1720, и др.); по Ништадтскому миру 1721 Россия получила выход в Балтийское море. В 1703 году Пётр I основал в устье р. Невы новую столицу (с 1712) – Санкт-Петербург. Развернул энергичную деятельность по созданию морского флота, организации регулярной армии и развитию промышленности (металлургия, судостроение, производство тканей), строительству каналов (Вышневолоцкий, Ладожский) и сухопутных дорог. Проведённые Петром I реформы центрального и местного управления (создание Сената в 1711, коллегий в 1718-22, введение губерний в 1708) усилили централизацию власти в стране. Большое внимание Пётр I уделял развитию культуры и просвещения (создание по его проекту Академии наук в 1725, ряда школ, основание первой русской газеты «Ведомости» в 1703, реформа календаря в 1700 и т. п.). Широко используя опыт зарубежных специалистов, Пётр I стремился к созданию русских национальных кадров во всех областях государственного управления, военного дела, науки. Политика Петра I отвечала интересам дворянства, являвшегося главной социальной опорой правительства, содействовала экономическому развитию России. Государственные преобразования Петра I подготовляли почву для глубоких экономических и социальных изменений во внутреннем строе России. При Петре I произошел подъём экономической и военной мощи России. (по Энциклопедическому словарю. Т. 2.1964 г.).