Изучение рельефа

Рельеф – один из важнейших компонентов географической среды. Он определяет собой в значительной мере характер и пространственное распределение многих других компонентов той же среды: поверхностных и подземных вод, почвенного и растительного покрова, животного мира. Рельеф же является причиной дифференциации на земной поверхности климатов как в крупном масштабе (макроклиматы), так и в мелком (микроклиматы).
Рельеф оказывает большое влияние на многообразную хозяйственную деятельность людей, на использование тех или иных участков земной поверхности в зависимости от их особенностей. Таким образом, изучение рельефа имеет огромное значение как для познания природной среды, так и для практических целей, поскольку рельеф часто является тем ведущим звеном, на которое в первую очередь следует воздействовать, чтобы вызвать перестройку в желательном направлении всего комплекса взаимосвязанных явлений.
Рельеф любого участка земной поверхности слагается из отдельных элементарных форм, различных по одному внешнему виду, внутреннему строению и происхождению. Закономерные сочетания элементарных форм, связанных общностью происхождения, образуют сложные морфогенетические комплексы (или типы) рельефа.
В задачу исследователя рельефа, таким образом, и ходит: выявление и изучение отдельных элементарных форм и комплексов рельефа, определение их происхождения, возраста, развития и пространственного (географического) размещения. В процессе исследования необходимо получить следующие основные морфологические данные:
1) Какие формы рельефа распространены на территории, какие из них являются господствующими, их географическое положение.
2) Каковы их морфографические особенности: внешний вид, характер очертаний в плане и профиле, особенности склонов, днищ и т. п.
3) Каковы их морфометрические характеристики: длина и ширина, площадь, высота или глубина, углы циклонов в разных частях.
4) Какими (по возрасту и литологическому составу) горными породами сложены характеризуемые формы рельефа. Как литология влияет на их морфологические особенности (например, обусловливает денудационные уступы, оползневые псевдотеррасы, денудационные ступени на днищах, отвесные склоны балок и оврагов и т. п.).
5) Каково происхождение этих форм (например, аккумулятивно-ледниковые, водно-ледниковые, водно-эрозионные, эоловые, карстовые, древнеаллювиальные, суффозионные, термокарстовые и т. п. образования).
6) Относительный возраст отдельных форм и их комплексов.
7) Особого внимания требует изучение современных геоморфологических процессов и явлений: рост вершин оврагов, образование новых промоин, плоскостная эрозия (смыв) почв, интенсивность ветровой эрозии почвенного покрова, подмывание рекой поймы, террас иди коренных берегов, аккумулятивные процессы в русле, оползневые явления, возникновение новых карстовых воронок или провалов, образование микрозападин, в мерзлотно-солифлюкционные процессы, оживление эоловых процессов и других явлений, имеющих нередко большое влияние на хозяйственную деятельность человека.
Характеризуя современные рельефообразующие процессы, важно выяснить, насколько активно они протекают, в какое время года, чем обусловлены. С этой целью необходимо организовать стационарные или полустационарные наблюдения (для этого можно привлечь учеников старших классов).
Первое представление о формах рельефа, как мы видим, складывается в результате морфографии и морфометрии, которые характеризуют каждую из форм рельефа в геометрическом отношении.
Морфографию и морфометрию можно объединить под общим названием геометрии рельефа. Исследование геометрии рельефа на первый взгляд кажется чисто формальным, описательным. Но это далеко не так. Внешние очертания той или иной формы являются отражением ее геологического строения, возраста, происхождения, стадии развития. Например, узкая, глубокая, щелевидная форма речной долины в горах (теснина) даже неопытному исследователю говорит о том, что она молода, возникла в твердых кристаллических породах при интенсивно протекающем донном врезании обусловленном относительно быстрым поднятием той части гор, которую прорезает река. Напротив, неглубоко врезанная речная долина на равнине, с широким, плоским днищем, по которому замысловато блуждает река, системой надпойменных аллювиальных террас по склонам свидетельствует о ее зрелости, о том, что она выработана рекой в рыхлых породах, о преобладании в долине боковой эрозии, а это характерно для территорий с относительным тектоническим покоем.
Другой пример. Широкая, с пологами склонами и плоским дном балка и узкий, с крутыми осыпающимися склонами и невыработанным дном овраг – две формы одного и того же происхождения, но они коренным образом отличаются друг от друга по возрасту. Геометрические данные балки и оврага свидетельствуют о зрелости первой и молодости второго.
Одновозрастные овраги, выработанные один в песках, а другой в суглинках, будут иметь разные морфографические и морфометрические характеристики. Овраг в песках выглядит старше, чем овраг в суглинках, поищу что овраги в песках при прочих равных условиях проходят все стадии своего развития быстрее, чем овраги в суглинках.
Эти примеры показывают, насколько важно обращать серьезное внимание на геометрию рельефа.
Изучение рельефа немыслимо без одновременного изучения геологического строения образующих его форм. Прежде всего необходимо учитывать литологический состав горных пород, выходящих на поверхность, по разному относящихся к воздействию на них экзогенных факторов. Например, эрозия в песках протекает активнее, чем в глинах, не говоря уж о таких относительно твердых породах, как песчаник или известняк. Зато известняк, в силу своей трещиноватости и растворимости, под воздействием подземных и поверхностных атмосферных вод сильно карстуется. В таких же литологических разностях, как лёсс, лёссовидный суглинок, песок, подземные и поверхностные воды обусловливают суффозионные процессы и просадочные явления.
В случае чередования относительно устойчивых и менее устойчивых горных пород, залегающих горизонтально, на склонах речных долин, балок и оврагов и на их днищах оформляются денудационные ступени. Если же слои разной денудационной устойчивости залегают с наклоном в какую-либо одну сторону, моноклинально, эрозионные формы рельефа приобретают асимметричное строение. В этом случае на них оказывают влияние и литология и геологическая структур а местности.
При совершенно определенных геологических и гидрогеологических условиях возникают оползни и оползневые формы рельефа.
Приведенные примеры показывают, насколько тесна связь между рельефом и геологическим строением. Определение геологического строения необходимо не только для выяснения внешнего вида и морфометрических особенностей тех или иных форм рельефа, но и для решения вопроса о происхождении, возрасте и истории формирования и развития распространенных на территории комплексов (типов) рельефа. А это является конечной целью всякого геоморфологического исследования.
Для определения происхождения, возраста и истории развития рельефа необходимо использовать материалы своих наблюдений, литературные источники, а также консультации специалистов.
Приступая к исследованию рельефа, до начала полевых наблюдений, необходимо по картам и книгам выяснить, в пределах какого геоморфологического района располагается данная местность, какой тип рельефа характерен для этого района, каковы основные особенности такого рельефа и его происхождение.
Наиболее полное представление о рельефе складывается в результате самостоятельных полевых исследований. Напомним, что задача исследователя рельефа – выявить и всесторонне изучить отдельные элементарные формы и более или менее сложные геоморфологические комплексы, распространенные на данной территории, а также те геоморфологические процессы и явления, которые наблюдаются в настоящее время.
Само собой разумеется, что морфологические особенности как отдельных форм, так и комплексов рельефа находятся в зависимости от географического положения территории, что процесс развития и формирования рельефа обусловлен целым рядом взаимосвязанных факторов.
Обращаем внимание на то, что при исследовании рельефа нет необходимости изучать каждую встреченную форму. Следует детально изучать самые типичные из них, а также те, которые чем-либо отличаются от других однотипных форм. При этом необходимо делать схематические профили, блок-диаграммы, зарисовки и фотографировать наиболее выразительных форм в целом и их части и детали. Они дают наглядное представление о рельефе.