Олимпиада по географии

ОЛИМПИАДА ПО ГЕОГРАФИИ

ЗАОЧНЫЙ ТУР

2018 год 

Заочный тур олимпиады завершен!

Главная страница олимпиады.

Задание 1

«Вокруг света» – старейший географический журнал России. Более 150 лет он  знакомит читателей с нашей планетой. За эти годы много статей и репортажей было посвящено Африке. При составлении карты достопримечательностей Африки было решено взять описание объектов из журнала «Вокруг света». Причем, из тех номеров, которые выходили в России в конце 19 века и в 20 веке. Установите соответствие между номерами на карте и их образными характеристиками, приведенными в таблице. На территории, каких стран эти объекты располагаются сейчас. Ответы заносите прямо в таблицу. Обратите внимание, что некоторые точки на карте ложные.

afr1

Краткая характеристика

№ на карте

Название объекта

Страна

Пустыня, расположенная на побережье океана и богатая алмазами

     

На языке суахили ее называют «горой, которая блестит»

     

В этом национальном парке находятся не только дождевые леса и редкие виды лемуров, но высочайшие в стране горы.

     

Эта водная дорога в гилее и есть самая полноводная река Заира.

     
 

Озеро раскаленной лавы в кратере не исчезает уже много столетий.

     
 

Местные племена называют его «гремящий дым»

     
 

Биг-Хол до сих пор остается крупнейшей выработкой в мире. Впрочем, сейчас здесь добыча не ведется.

     
 

На протяжении 350 километров река падает здесь на 270 метров, образуя серию красивейших водопадов и порогов.

     
 

Крутой стеной высотой несколько де­сятков метров скалы этого острова обрываются в океан

     
 

Наскальные фрески говорят о том, что климат этих мест когда-то был гораздо влажнее

     
 

Обширная внутриматериковая дельта этой реки теряется в песках

     
 

При англичанах замок стал крупнейшим перевалочным пунктом работорговли в мире периода колониальной эпохи.

     
 

Этот вулкан не похож ни на один другой вулкан мира. Минералы окрашивают его в яркие цвета: красные, желтые и зеленые.

     
 

На этой территории, внесенной в список культурного наследия ЮНЕСКО, расположено 9 деревень, а также, мечеть, могилы предков и наскальные фрески.

     
 

Если раньше это место привлекало только капитанов, огибающих Африку, то теперь еще и туристов, посещающих одноименный заповедник.

     
 

О происхождении этого феномена, пока нет единой точки зрения. Скорее всего, это ударный кратер, видимый даже из космоса.

     
 

Уже тридцать лет самые азартные поклонники автоспорта съезжаются сюда со всего мира.

     
 

Во дворец нас не пустили, поскольку намечалась вечеринка. Сам монарх иногда выступает там ди-джеем

     
 

И хотя это обошлось казне почти миллиард долларов, зато теперь здесь могут молиться четверть жителей города.

     
 

Вопреки известной песне это вовсе не бухта, а город.

     
 

Город этот и сейчас существует, только находится он не в сказочном Средиземье, а в 30 километрах от озера Тана.

     
 

По некоторым данным на этом кладбище живут от 1000000 до 500000 человек. Это больше чем похоронено здесь мертвых.

     
 

Ахмет тут же заверил нас, что она гораздо больше всех подобных сооружений в Колорадо.

     
             

Задание 2

image002 

Этнический состав населения этой части Африки разнообразен. Соседствующие народы принадлежат к разным расам, исповедуют различные религии, говорят на разных языках и имеют различные системы письменности.

Определите, каким этническим ареалам на карте соответствуют описания народов (или групп народов), которые приведены ниже. Как называются народы, населяющие каждый из ареалов, в каких странах они проживают, на каких языках говорят и какие религии исповедуют? Ответьте также на дополнительные вопросы. Ответ оформите в виде таблицы (см. таблицу в конце задания).

А. Некогда язык этого народа был языком дворян и знати. Сегодня на нем говорит большинство населения страны, где он в основном проживает. Письменность основана на собственной графической основе. Большинство верующих – монофизиты (относятся к коптской церкви).

Дополнительные вопросы:

а) мировой центр происхождения какой тонизирующей сельскохозяйственной культуры находится в этом ареале?

б) кто из наших соотечественников был награжден Русским географическим обществом серебряной медалью за путешествие к соленому озеру, расположенному на краю этого ареала?

Б.   Проживают на юге арабской страны и на севере соседней страны Тропической Африки, где расположена одноименная с их общим названием пустыня. Исторический ареал расселения изменился после сооружения плотины крупной гидроэлектростанции – людей пришлось отселять из зоны затопления. Современная письменность построена на основе арабской графики, вытеснившей древний коптский алфавит.

Дополнительные вопросы:

а) как называется гидроэлектростанция и водохранилище, подпираемое её плотиной?

б)  как звали представительницу этого народа, которая правила в Древнем Египте и отличалась необычайной красотой?

В.           Название народов этой группы переводится как «люди». Общая их численность превышает 150 млн. человек. Для многих характерно двуязычие или многоязычие, один из самых распространенных языков – суахили. Ещё до прихода колонизаторов они умели выплавлять медь и железо.

Дополнительные вопросы:

а) как называется всемирно известный водопад на реке, пересекающей южную часть этого ареала, и кем он открыт?

б) какие народы, входящие в эту группу, вам известны? (не менее 3).

Г. В этом ареале на территории двух небольших стран-соседей совместно проживают два народа. Представители первого – более низкорослые – составляли коренное население. Вторые – высокорослые кочевники – пришли на эту территорию значительно позже, но подчинили себе первых. После падения колониального режима между двумя этими народами возник этнический конфликт с многочисленными жертвами и беженцами.

Дополнительные вопросы:

а) на территории какой страны этого ареала находится исток великой реки, наиболее удаленный от ее устья?

б) кто открыл озеро, в которое впадает исток этой реки, и дал ему современное название?

Д. Общее название народов этой группы происходит от греческого слова «кулак»; об их карликовом росте писал еще Гомер. Образ жизни этих людей мало изменился с тех далеких времен.

Дополнительные вопросы:

а) с какими особенностями мест обитания этих народов связан их малый рост?

б) что угрожает существованию их первобытной цивилизации?

Е. Бесписьменный язык этого народа относится к нило-сахарской (кушитской) языковой семье. В отличие от девушек, которые бреются наголо, высокорослые воины носят на голове косички. Их тело украшают шрамы по числу поверженных врагов или убитых на охоте диких животных.

Дополнительные вопросы:

а)      каково основное хозяйственное занятие этого народа, и что составляет основу его продовольственного рациона?

б)         какие два всемирно известных национальных парка находится вблизи этого ареала.

Ж. В отличие от соседей, у представителей этого народа глаза с узким разрезом и складкой во внутреннем углу для защиты от песка и слепящего солнца. Общаясь между собой, они щелкают языком и свистят с закрытым ртом; звуки произносят горлом, с участием мышц живота и груди.

Дополнительные вопросы:

а) с каких европейских языков название этого народа переводится как «люди леса» или «люди кустарника»?

б) каковы особенности среды обитания этого народа?

З. Этот народ переселился на территорию современного ареала проживания из района Африканского Рога (так африканцы называют полуостров Сомали) в середине XIX в. Его представители преобладали в армии существовавшего здесь тогда царства и занимали важные посты при дворе императора. Свыше половины верующих – мусульмане-сунниты.

Дополнительные вопросы:

а) какие иные религии распространены у этого народа?

б) как называлось государство, которому служили представители народа?

И. Скотоводы-кочевники. Разводят верблюдов, меньше – крупный рогатый скот. Составляют основную часть населения одноименной страны.

Дополнительные вопросы:

а) между какими тремя метрополиями (европейскими странами-захватчиками) был поделен исторический ареал расселения этого народа к XX в.

б) какую религию исповедует этот народ?

К. Представители этого народа проникли на эту территорию с крупного полуострова соседнего континента. Они постепенно смешивались с местным населением, которому привили свою религию.

Дополнительные вопросы:

а) в какую империю входил ареал расселения этого народа в XIX в.?

б) какие товарные сельскохозяйственные культуры выращивают представители этого народа, занимающиеся земледелием?

Л. Устаревшее название этого народа – «ньям-ньям», что на языке соседей означает «пожиратель». Путешественники отмечали здесь явные признаки каннибализма – шеи воинов украшали ожерелья из человеческих зубов. До сих пор большинство мужчины этого народа живут разбоем, угоняя скот у соседних племен.

Дополнительные вопросы:

а) против какой метрополии этим народом было поднято восстание?

б) водоразделом каких речных бассейнов служит одноименное с названием народа плоскогорье?

М. Представители этой группы народов – одни из самых высоких людей на Земле и отличаются самым черным цветом кожи на планете. Сохраняют традиционное хозяйство – разведение крупного рогатого скота, примитивное земледелие и рыболовство.

Дополнительные вопросы:

а) с какой великой рекой связано название этих народов?

б) кто из кинорежиссеров ХХ века сняла фильм о традиционном образе жизни этих народов.

 

ТАБЛИЦА ДЛЯ ОТВЕТА

Ареал

Буква в задании

Название народа (группы народов)

Страны/страна проживания

Доп. вопрос 1

Доп. вопрос 2

1.

         

2.

         

3.

         

4.

         

5.

         

6.

         

7.

         

8.

         

9.

         

10.

         

11.

         

12.

         

Задание 3

image003

Какой африканской стране посвящен это фотомонтаж? Приведите максимальное количество доказательств вашей точки зрения. Какие уникальные животные и растения водятся в этой стране? Какое европейское государство владело этой территорией в конце 19 века? Какие еще владения это государство имело в Африке?

Задание 4

Все вы, наверное, помните строчки из «Доктора Айболита»:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!»

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет Гиппопо

По широкой Лимпопо».

Какие географические ошибки допустил в этих строчках Корней Иванович Чуковский?

Задание 5

Однажды Сережа зашел в комнату старшего брата. Его брат Вова был уже студентом и учился на географа. Кроме того брат собирал марки и часто мог часами копаться в своих филателистических альбомах. На это раз Вовка рассматривал в увеличительное стекло какую-то марку, аккуратно придерживая ее пинцетом.

- Привет Вовка! А что ты делаешь?

- Да вот новую марку купил. Разглядываю…

Сергей сел рядом и тоже стал разглядывать новое приобретение. Он любил сидеть рядом с братом и смотреть на марки. Он представлял себе, в это время, дальние страны и дикие неизвестные народы. Впрочем, умом-то он понимал, что в любую страну сейчас можно спокойно прилететь на самолете и народы там уже давно не дикие, но ему все виделось именно так. Возможно, он просто был неисправимым романтиком.

На это раз марка ему не понравилась. Какой-то человек с усами и все.

- Вов, а это кто?

- Сам не знаю. Да и неважно. Я их по другому принципу подбираю.

Вовка вставил марку в альбом и показал готовую страничку брату.

- Вот! – с гордостью сказал он, – Еще одну марку достать и, считай, страничка закрыта. Сейчас такие марки достать очень тяжело.

- Вов, а ты по какому принципу их тут все на одной страничке собрал?

Что ответил Вова брату, и какой марки ему пока не хватает? Марки, каких стран и территорий здесь представлены. Что вы о них знаете? Почему сейчас их тяжело достать? А страничку с марками мы вам покажем.

 image004

Задание 6

Перед Вами фрагмент старой английской карты. Попытайтесь ответить на вопросы:

1) Какой архипелаг здесь изображен?

2) Какой стране он принадлежит сейчас?

3) Какой народ населяет этот архипелаг?

4) Что здесь выращивают местные жители?

5) Почему туристы крайне редко купаются в воде, несмотря на обилие прекрасных пляжей?

 image005

Главная страница олимпиады.

RL2

9kl