Геральдика

Название этой вспомогательной исторической дисциплины происходит от латинского слова «Heraldus» — глашатай. Основным предметом геральдического исследования является герб — символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, государств, учреждений и т. д. Гербы имели также различные средневековые ремесленные корпорации — цехи, гильдии и др. Характерной особенностью герба, отличающей его от других символических знаков и изображений, является его наследственность. Различные символические изображения, или эмблемы, существуют с глубокой древности. Они помещались на монетах, печатях и других предметах, но еще не являлись гербами. Эти отличительные знаки превратились в гербы в XI-XII вв. в среде западноевропейского рыцарства.
Основной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов. Геральдика тесно связана с рядом других вспомогательных исторических дисциплин, прежде всего с сфрагистикой и генеалогией.

Происхождение гербов.
Основной причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо рыцаря. Рыцарские турниры — очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания — привели к появлению специальных лиц — герольдов, в задачу которых входило описание гербов, помещавшихся на щитах. Постепенно отличительные знаки рыцарей стали наследственными, родовыми.
В XIV в. в ряде западноевропейских стран возникают специальные учреждения, разрабатывавшие вопросы теоретической и практической геральдики, так называемые герольдии. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялся герб. Результатом деятельности герольдий явились многочисленные различные справочники — гербовники. Со временем вопросами герботворчества и владельческих прав на гербы стали заниматься государственные органы.
В России геральдика как система теоретических и практических знаний появилась в XVIII в. В 1722 г. Петр I создал Герольдмейстерскую контору, в задачу которой входило создание городских и личных гербов. В 1726 г. при Академии наук была создана кафедра геральдики.

Теоретическая геральдика — это совокупность приемов и правил составления гербов, без знания которых невозможно их определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемников, наметов, щитодержателей, девизов, мантий и различных украшений вокруг щита. Однако не в каждом гербе было обязательным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были главными, обязательными, другие — нет.
Главной частью герба является щит. Различают несколько видов геральдических щитов: французский — четырехугольной формы с заострением внизу, в середине. Высота такого щита равна 9/8 его ширины; испанский — тех же размеров, что и французский, но с закруглением внизу; варяжский — треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами; итальянский — овальной формы; германский — щит вычурно вырезанной формы. Кроме них, существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.
Как правило, гербы были рельефными, но могли быть плоскостными, цветными. Они составлялись из металлов, цветных эмалей (финифти) и мехов. Из металлов употреблялись только драгоценные — золото и серебро. Использовались финифти пяти цветов — красного, голубого или лазоревого, зеленого, пурпурового и черного.
Основное правило составления герба запрещало накладывать металл на металл и финифть на финифть.
Поскольку гербы часто помещались как владельческие знаки на самых различных бытовых предметах, например на фамильном столовом серебре или на личных печатях, они гравировались по определенным правилам изображения цветов.
По этим же правилам гербы изображались на бумаге. При этом золото передавалось черными точками по белому полю, а серебро — белым, незаштрихованным полем. Цвета финифтей изображались соответствующими красками, а графически следующим образом: красный цвет — вертикальными линиями; голубой — горизонтальными линиями; зеленый — диагональными линиями справа налево; пурпуровый — диагональными линиями слева направо; черный — пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. При этом надо учитывать, что в геральдике правой стороной щита считается левая от зрителя. При изображении на гербе человека могли употреблять телесный цвет.
Из мехов употреблялись горностаевый и беличий. Первый графически изображался черными значками в виде хвостиков по белому полю, второй — голубыми фигурами, по форме напоминающими разделанную и развернутую беличью шкурку по белому полю. В случае перемены красок (поле черное, а знаки белые) мех назывался противогорностаевым или противобеличьим.
Щиты могли быть одноцветными или многоцветными. В последнем случае они разделялись на части, передававшиеся различными цветами. Щит, разделенный пополам по вертикали, назывался рассеченным; пополам по горизонтали — пересеченным; разделенный по диагонали из углов — скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по горизонтали и по вертикали, являлся одновременно и рассеченным и пересеченным.
В гербах встречаются самые различные сочетания перечисленных основных делений щита, причем каждая комбинация имеет свое название.

Фигуры, помещавшиеся на гербе, делятся на геральдические и негеральдические. Различают шесть основных геральдических фигур:
глава щита — 2/7 его длины сверху даются другим цветом;
конечность, или подножие,— 2/7 длины щита снизу выделяются другим цветом;
столб — 1/3 ширины щита посередине выделяется другим цветом;
пояс — 1/3 длины щита посередине выделяется другим цветом;
перевязь—1/3 щита по диагонали справа или слева выделяется другим цветом;
стропило — две встречные перевязи, не достигающие верха щита.

Часто употреблялись и многие другие геральдические фигуры, являвшиеся самыми различными комбинациями основных. Их известно около двухсот. Чаще других встречаются кресты, образующиеся в результате пересечения столба и пояса (прямой крест) и пересечения перевязей (андреевский крест), двух перевязей и столба (вилообразный крест).
Негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (вода, огонь). Все живые существа согласно правилам геральдики изображаются в левую от зрителя сторону.
К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предметов, созданных человеком,— лук, меч, стрела и т. п.
К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе,— дракон, двуглавый орел, единорог и др.
Все остальные части герба являются необязательными; Шлем, часто помещавшийся над щитом, в основном был двух видов — округлой формы (западноевропейский) и остроконечной (русский). Он мог изображаться как в фас, так и в профиль (в правую геральдическую сторону).
Корона могла помещаться как над шлемом, так и под ним. Иногда она заменяла собой шлем. Различаются княжеские, графские, баронские и дворянские короны.
Нашлемник представлял собой фигуру (как правило, изображение животного), выходящую сверху из шлема или короны.
Мантия и намет — это изображения плащей средневековых рыцарей. Мантия — бархатное полотнище, выходящее из-под короны и подложенное мехом горностая. В русской геральдике мантия встречается только в княжеских гербах, а также некоторых дворянских родов, ведущих свое происхождение от удельных князей. Намет — украшение в виде виньетки, выходящее из-за шлема. Верхняя его сторона могла быть любого цвета (кроме золотого и серебряного), а нижняя или золотой, или серебряной. Щитодержатели — это естественные или легендарные фигуры, поддерживающие щит с боковых сторон. Девиз — это краткое изречение (часто на латинском языке), характеризующее определенные принципы жизни, убеждения и т. п. владельца герба. Как правило, он помещался на ленте под щитом, при этом цвет ленты и букв надписи соответствовали основной расцветке поля герба и главной фигуры. Наконец, сенью называется шатер, помещавшийся над мантией Государственного герба.
Таким образом, теоретическая геральдика рассматривает вопросы составления и описания гербов. Практическая геральдика рассматривает вопросы классификации гербов, их происхождения, истории и принадлежности.

 

Государственные, областные и городские гербы
Завершение процесса политического объединения русских земель в единое централизованное государство нашло отражение как в материалах сфрагистики, так и геральдики. Изображения на печатях великих князей московских постепенно становятся однообразными и наследственными, т. е. превращаются в гербы. Например, всадник («ездец»), появившийся на печатях и монетах московских великих князей на рубеже XIV-XV вв., спустя три века стал гербом Москвы.
В княжение Ивана III на печатях появляется изображение двуглавого орла. Всадник, поражающий копьем змия, и двуглавый орел стали основными изображениями Государственного герба России, который, изменяясь лишь в незначительных деталях, сохранился до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.
На большой Государственной печати всадник изображен в центре двуглавого орла, на его груди. Вокруг помещались печати царств и столиц княжеств, включенных в полный царский титул. На малой Государственной печати на одной стороне был изображен двуглавый орел, а на другой — всадник, поражающий копьем змия. Трактовка всадника как изображения Георгия Победоносца в русских источниках до XVIII в. не встречается. В всаднике прежде всего видели князя-воина, защитника Русской земли.
В Большой государственной книге 1672 г. («Титулярник») помещены изображения 33 гербов областей и городов, входивших в полный царский титул. Некоторые из них ранее помещались на городских печатях, но большинство было создано заново. Городские гербы возникли позднее городских печатей. Гербы многих русских городов имеют интересную историю, часто уходящую корнями в глубокую древность. Например, на гербе Ярославля изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья еще в IX-XI вв. На гербе Смоленска видим пушку с сидящей на ней райской птицей. Точно такое же изображение помещалось на медных смоленских монетах XV в.— пулах. На гербе Владимира помещено изображение льва, стоящего на задних лапах с длинным четырехконечным крестом в передних. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой Андрея Боголюбского еще в XII в. В конце XVII в. территориальные (земельные и областные) эмблемы превращаются в городские.


Дворянские гербы.
Первые опыты составления личных гербов в России относятся к последним десятилетиям XVII в. Известно, что в 1686-1687 гг. в Посольском Приказе были составлены первый сборник гербов дворянских родов и так называемая «Бархатная книга», изданная спустя столетие Н. И. Новиковым. Особенно интенсивная работа по составлению личных дворянских гербов велась после учреждения Герольдмейстерской конторы и издания в 1722 г. «Табели о рангах», согласно которой все лица, дослужившиеся до чина 8-го класса (коллежский асессор), получали потомственное дворянство, а с ним и право на родовой герб. В конце XVIII в. при Павле I началось составление «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». В первую часть должны были войти гербы княжеских, графских, баронских и родовых дворянских фамилий, во вторую — гербы лиц, пожалованных дворянством, в третью — гербы лиц, выслуживших дворянство. Всего было подготовлено 20 томов «Гербовника», из которых изданы десять, а остальные сохранились в архиве.
Все дворянские гербы можно разделить на три категории: в первую входят гербы потомков князей Рюриковичей (князья Ростовские, Ярославские, Белозерские, Смоленские и др.) и литовских князей Гедиминовичей. В их гербы часто включались эмблемы княжеств; во вторую категорию входят гербы родов, жалованных княжескими, графскими и баронскими титулами, а также гербы лиц, выслуживших дворянство. Наконец, к третьей категории относятся гербы «выезжих» родов из Польши, Франции, Англии и других стран Европы. К этой же категории следует отнести и гербы родов, выезжих из Золотой Орды и Грузии.


Гербы губерний и городов в XVIII-XIX вв.
После создания Герольдмейстерской конторы и учреждения должности герольдмейстера начинается интенсивная работа по созданию городских гербов. Выдающуюся роль в создании русской геральдики сыграл Франциск Санти, дворянин из Пьемонта, художник, приглашенный для работы в Геральдической конторе. Им были составлены многие провинциальные, городские и дворянские гербы, а также гербы на полковые знамена.
Для составления гербов в города рассылались специальные анкеты с вопросами об особенностях географического положения, хозяйства и быта. Работа по созданию городских гербов продолжалась на протяжении всего XVIII в. Ее ускорению способствовала реформа местного управления 1775 г., а особенно «Грамота на права и выгоды городам Российской империи», пункт 40-й которой узаконил право города иметь печать с городским гербом. До конца XVIII в. были утверждены гербы более 500 городов. При этом была разработана система соотношения изображений на гербах губернских и уездных городов. Городской герб мог делиться на две части: верхнюю половину щита занимал губернский герб, нижнюю — эмблема данного города. Гербы губернии и губернского города часто совпадали, но могли быть и различны. Последние утверждения гербов губерний и областей были проведены в 1878 и 1881 гг. Все мероприятия правительства по созданию городских гербов были выдержаны в общем русле политики, направленной на поднятие и поддержание престижа монархической власти. Об этом свидетельствуют символы самодержавия в качестве атрибута многих городских и областных гербов.


Создание Государственного герба СССР
После победы Великой Октябрьской социалистической революции перед Советским государством встала задача создания новых эмблем, которые отразили бы коренные перемены в жизни нашей страны.
По заданию В. И. Ленина в январе 1918 г. началась работа по созданию единой Государственной печати. Проект печати предполагал помещение на ней и Государственного герба, который должен был представлять собой фигурный щит, обрамленный колосьями, на котором помещались серп, молот и меч. Этот проект неоднократно обсуждался при личном участии В. И. Ленина, который предложил убрать изображение меча. Он был утвержден 19 июня 1918 г. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был принят Государственный герб РСФСР.
Первый Герб СССР, созданный художником И. И. Дубасовым на основе проекта В. П. Корзуна, был утвержден 2-й сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г. Дальнейшие частичные изменения в рисунке герба были связаны с изменением числа республик, входящих в СССР, и выражались в изменении числа перехватов ленты с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Гербы союзных республик, кроме изображения серпа и молота как основных символов советской государственности, включают различные изображения, отражающие специфику их экономики.
Гербами автономных советских социалистических республик являются гербы союзных республик, в состав которых они входят. Их отличием от последних служит надпись о принадлежности герба. При этом надписи даны на языке как союзной, так и автономной республики.

 

Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие / В.Б. Кобрин, Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин. - М.:Просвещение, 1984.

RL2