Немыкин А. Я., Немыкина И. В.

Примерная рабочая программа по «Историческому краеведению Воронежской области»

(для 8-9 классов общеобразовательных учреждений).

СКАЧАТЬ

1. Пояснительная записка

Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов, поэтому программа и учебник должны составляяются с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи образовательные:

-                   познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

-                   изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;

-                   выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

Задачи воспитательные:

-                   развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-                   воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

-                   укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

-                   развивать историческое мышление учащихся;

-                   научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;

-                   развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;

-                   развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

 

3. Место краеведения Воронежской области в учебном плане

Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.

 

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах

Знать (понимать):

-        основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;

-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;

-        изученные виды исторических источников.

Уметь:

-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

-        объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.

 

5. Содержание курса «Историческое краеведение Воронежской области»

8 класс

Тема 1. Историческое краеведение.

Что изучает краеведение. История воронежского краеведения.

Краеведческие знания: топонимика, геральдика, генеалогия, другие вспомогательные исторические дисциплины (метрология, хронология, сфрагистика, нумизматика и др.).

Археология, археологические исследования, археологические памятники, в том числе в Воронежской области.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Четвертичный период на Земле, наш край в четвертичном периоде. Каменный век, периодизация. Жизнь людей в палеолите, переселения людей. Первые поселенцы в нашем крае. Поселения в Костёнках – «жемчужина палеолита».

Эпохи мезолита и неолита: природные условия, жизнь населения, основные занятия.

Медный и бронзовый века. Жизнь людей на территории Воронежского края. Изменения в орудиях труда и жизни людей.

Железный век. Появление и распространение железных орудий труда и оружия. Железный век на территории нашей области. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Скифские и сарматские находки, курганы. Великое переселение народов.

Тема 3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств.

Славяне, их расселение по Восточно-Европейской равнине. Первые славяне на Дону и Воронеже. Занятия и жилища донских славян. Верования и торговые связи донских славян.

Южные соседи славян: Хазарский каганат (Маяцкое городище), печенеги, половцы.

Наш край в составе Рязанского княжества. Первое упоминание Воронежа в летописях. Монгольское нашествие, разорение Рязанского княжества. Наш край в составе Золотой Орды. Ордынское иго.

Тема 4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках.

Положение на южных окраинах русского государства. Основание Воронежа. Население Воронежа. Основные занятия жителей. Воронеж в Смутное время. Воронежский уезд в начале XVII в.

Строительство Белгородской засечной черты. Украинские переселенцы в Воронежском крае. Хозяйственная жизнь в нашем крае в XVII в. Народные восстания XVII в. Фрол Разин на Дону.

Тема 5. Воронежский край в Петровскую эпоху.

Время правления Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг. Строительство флота в Воронеже. Кумпанства.

Положение населения. Народные возмущения в крае.

Развитие экономики Воронежского края в петровское время. Заселение Воронежского края. Азовская (Воронежская) губерния.

Святитель Митрофаний.

Воронеж в петровское время.

Тема 6. Развитие Воронежской губернии в XVIII в.

Хозяйство Воронежской губернии в XVIII в. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Торговля.

Изменения границ Воронежской губернии. Освоение края. Изучение природы Воронежской губернии (С. Гмелин, П.С. Паллас, И. Гюльденштедт и др.).

Город Воронеж во второй половине XVIII в.

Тема 7. Воронежский край в первой половине XIX в.

Отечественная война 1812 г. Её влияние на Воронежскую губернию. Восстание декабристов. Декабристы на воронежской земле.

Воронеж в первой половине XIX в.

Экономика Воронежской губернии в первой половине ХIX в.: сельское хозяйство, развитие промышленности, торговля.

Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века. Учебные заведения. Театр.

Воронежские поэты – А. В. Кольцов и И. С. Никитин.

8. Сословия русского общества

Сословное деление русского общества. Духовенство, купечество, крестьянство, дворянство. Дворянские роды Воронежской губернии.

Донское казачество – формирование казачества, образ жизни, был казаков. Роль казачества в отечественной истории.

9 класс.

Тема 1. Вводное занятие.

История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в.Повторение за курс 8 класса.

2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Реформа 1861 г. в Воронежской губернии. Подготовка и проведение реформы. Проведение реформы в Воронежской губернии. Результаты реформы в губернии.

Экономика Воронежской губернии во второй половине XIX в. Развитие сельского хозяйства Воронежской губернии, жизнь крестьян. Железнодорожное строительство. Развитие промышленности (завод Столля, железнодорожные мастерские). Условия труда на промышленных предприятиях.

Общественно-политическая жизнь Воронежской губернии. Ход либеральных реформ 1860-1870-х гг. в Воронежской губернии. Развитие образования. Появление в Воронежской губернии первых революционных организаций.

Культурная жизнь Воронежской губернии во второй половине XIX – начале ХХ в. Развитие издательского дела. Краеведческие исследования. Театр, музыка, духовно-религиозная жизнь, художественное искусство. События культурной жизни губернии.

3. Воронежская губерния в начале ХХ в.

Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. «Вымирающая деревня». Развитие промышленности. Ход столыпинской аграрной реформы в губернии. Развитие образования.

Деятельность революционных организаций в Воронежской губернии в начале ХХ века. Ход первой российской революции в губернии. Образование политических партий.

Первая Мировая война. Ход войны. Героизм русского солдата. Влияние I Мировой войны на Воронежскую губернию.

4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война

Падение монархии в ходе Февральской революции. Изменения в жизни Воронежской губернии.

Политические партии в 1917 г. Подготовка и проведение Октябрьской революции партией большевиков. Двоевластие в стране. Октябрьская революция. Восстание в Воронеже. Установление советской власти в Воронежской губернии.

Первые годы советской власти. Изменения в жизни населения. Военный коммунизм. Централизация власти, формирование однопартийной системы. Комбеды в сельской местности. Недовольство крестьян. Национализация воронежской промышленности. Изменения в общественной жизни. Развитие образования, ликбез, Воронежский университет.

Гражданская война, причины начала войны. Губерния в начале войны, соотношение сил воюющих сторон. Наступление Краснова в 1918 г. Наступление войск Деникина в 1919 г. (Мамонтов, Шкуро, Будённый). Завершение гражданской войны в губернии.

5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Послевоенная разруха в губернии. Новая экономическая политика в Воронежской губернии.

Образование ЦЧО и Воронежской области. Коллективизация в губернии. Индустриализация воронежской промышленности. Сталинские репрессии. Развитие образования и культуры Воронежской области. Воронеж в годы первых пятилеток.

6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны. Воронежская область в начале войны. Бои на Воронежской земле. Область в оккупации. Освобождение Воронежской области. Восстановление хозяйства области в 1943-1945 гг. Духовная жизнь Воронежского края в 20-40-е гг. ХХ в.

7. Воронежская область в 1945-1990 гг.

Воронежская область в 1945-1950-е гг. Восстановление промышленности и сельского хозяйства.

Развитие промышленности и сельского хозяйства в 1960-1990 гг. Образование и культура Воронежской области в послевоенные годы.

Воронеж в послевоенные годы. Рост и благоустройство города.

Воронежские писатели и поэты второй половины ХХ века.

Воронежская область в годы перестройки.

8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.

Воронежская область в 1990-е гг. Изменения в общественной жизни и экономике Воронежской области. Развал промышленности и сельского хозяйства. Обеднение населения.

Россия и Воронежская область в ХХI в. Экономика региона в начале XXI в.

 

6. Календарно-тематическое планирование

8 класс (35 уроков)

№ урока Дата проведения урока Тема урока Количество часов Примечание
1. Историческое краеведение
1 Историческоекраеведение 1 § 1*
2 Источники историко-краеведческих знаний. Топонимика и геральдика 1 § 2
3 Генеалогия и другие вспомогательные исторические дисциплины 1 § 3
4 Наука археология 1 § 4
5 Обобщающий урок по разделу «Историческое краеведение» 1
2. Воронежский край в древности
6 Палеолит в истории Воронежского края 1 § 5
7 Воронежская область в эпоху мезолита и неолита 1 § 6
8 Медный и Бронзовый века в истории Воронежской области 1 § 7
9 Железный век в истории Воронежской области 1 § 8
10 Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в древности» 1
3. Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств
11 Первые славяне на территории Воронежского края 1 § 9
12 Южные соседи славян 1 § 10
13 Наш край в составе древнерусских княжеств 1 § 11
14 Обобщающий урок по разделу «Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств» 1
4. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веках
15 Основание Воронежа 1 § 12
16 Воронежский уезд в XVII веке 1 § 13
5. Воронежский край в Петровскую эпоху
17 Воронеж – колыбель русского флота 1 § 14
18 Судостроение в Воронежском крае 1 § 15
19 Развитие хозяйства Воронежского края при Петре I 1 § 16
20 Обобщающий урок по разделам «Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVI-XVII веке. Воронежский край в Петровскую эпоху» 1
6. Развитие Воронежской губернии в XVIII веке
21 Хозяйство Воронежской губернии в XVIII веке 1 § 17
22 Освоение и колонизация края 1 § 18
23 Воронеж во второй половине XVIII века 1 § 19
24 Обобщающий урок по разделу «Развитие Воронежской губернии в XVIII веке» 1
7. Воронежский край в первой половине XIX века
25 Главные события в России в первой половине XIX века 1 § 20
26 Экономика Воронежской губернии первой половины XIX века 1 § 21
27 Образование и культура в Воронежской губернии первой половины XIX века 1 § 22
28 Воронежские поэты – Кольцов и Никитин 1 § 23
29 Обобщающий урок занятие по разделу «Воронежский край в первой половине XIX века» 1
8. Сословия русского общества
30 Сословия русского общества 1 § 24
31 Крестьянство как сословие. Крестьяне Воронежской губернии 1 § 25
32 Дворянство как сословие. Воронежское дворянство 1 § 26
33 Донское казачество 1 § 27
34 Обобщающий урок по разделу «Сословия русского общества» 1
35 Обобщающий урок по курсу «Истроическое краеведение» в 8 классе 1
Итого за 8 класс 35

* Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.

9 класс (35 уроков)

№ урока Дата проведения урока Тема урока Количество часов Примечание
1. Вводное занятие
1 История Воронежской области с древнейших времён до середины XIX в. 1 § 1**
2. Воронежская губерния во второй половине XIX в.
2 Реформа 1861 г. в Воронежской губернии 1 § 2
3

Экономика Воронежской губернии во

второй половине XIX в.

1 § 3
4

Общественно-политическая жизнь Воронежской

губернии

1 § 4
5

Культурная жизнь Воронежской губернии во

второй половине XIX – начале ХХ в.

1 § 5
5 Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния во второй половине XIX в.» 1
3. Воронежская губерния в начале ХХ в.
7 Воронежская губерния в первое десятилетие ХХ в. 1 § 6
8 Деятельность революционных организаций в губернии в начале ХХ в. 1 § 7
9 Первая Мировая война 1 § 8
10 Обобщающий урок по теме «Воронежская губерния в начале ХХ в.» 1
4. Великая российская революция 1917 г. и гражданская война
11 Падение монархии 1 § 9
12 Подготовка и проведение Октябрьской революции 1 § 10
13 Первые годы советской власти 1 § 11
14 Гражданская война 1 § 12
15 Обобщающий урок по теме «Великая российская революция 1917 г. и гражданская война» 1
5. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.
16 Новая экономическая политика в Воронежской губернии 1 § 13
17 Воронежская область в конце 1920-х – 1930-х гг. 2 § 14
18 Обобщающий урок по теме «Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.» 1
6. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны
19 Начало Великой Отечественной войны 1 § 15
20 Воронежская область в начале войны 1 § 16
21 Бои на Воронежской земле 1 § 17
22 Освобождение Воронежской области 1 § 18
23

Восстановление хозяйства Воронежской

области в 1943-1945 гг.

1 § 19
24

Духовная жизнь Воронежского края в

20-40-е гг. ХХ в.

1 § 20
25 Обобщающий урок по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны» 1
7. Воронежская область в 1945-1990 гг.
26 Воронежская область в 1945-1950-е гг. 1 § 21
27 Воронежская область в 1960-1985 гг. 2 § 22
28 Воронежская область в годы перестройки 1 § 23
29 Обобщающий урок «Воронежская область в 1945-1990 гг.» 1
8. Россия в конце 1990-х – начале 2000-х гг.
30 Воронежская область в 1990-е гг. 1 § 24
31 Воронежская область в ХХI в. 1 § 25
32 Проект «Воронежская область в ХХI в.» 1
8. Обобщающий урок
33 Повторение по курсу краеведение за 8-9 классы 1
Итого за 9 класс 35 ч.

** Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.

 

7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа

Авторская рабочая программа Немыкина А. Я., Немыкиной И. В. по «Историческому краеведению Воронежской области»

Учебно-методические пособия для учащихся.

  1. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.
  2. Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (середина XIX – начало XXI века): учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 208 с.

Рабочие тетради.

    1. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 8 класс / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж, 2015.
    2. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по историческому краеведению Воронежской области. 9 класс / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж, 2015.

Учебно-методическая поддержка курса.Интернет сайт поддержки курсов по краеведению Воронежской области – www.край36.рф

 

8. Панируемые результаты изучения предмета

По итогам изучения исторического краеведения Воронежской области ученик должензнать:

- историю заселения территории области;

- историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области, источники по истории края;

- основные этапы и главные события истории края с древности до настоящего времени;

- важнейшие достижения культуры края.

Уметь:

- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

- соотносить события истории Воронежской области с историей России и мира;

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и выполнении учебных заданий; сравнивать свидетельства разных источников;

- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- понимать исторические причины и историческое значение событий и явлений современной жизни.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами.

RL2